Газета выходит с октября 1917 года Saturday 28 декабря 2024

Лик, лицо и личико

В Малом зале Музея нонконформистского искусства до 14 ноября — персональная выставка Ирины Быковой-Голдовской «Лик времени».

В Малом зале Музея нонконформистского искусства до 14 ноября — персональная выставка Ирины Быковой-Голдовской «Лик времени». Экспозиция включает работы, созданные за последние 5 лет, большинство из них ранее не выставлялись: это графика, а также произведения, выполненные в авторской технике sandex («sand» — песок, «ех» — эксперимент). Выставка посвящена памяти искусствоведа и коллекционера Людмилы Фляш, ушедшей из жизни в прошлом году.

Ирина известна в первую очередь работами из песка — в коллекции художницы более 50 видов песка из десятков стран, разноцветного и разнофактурного. На выставке впервые экспонируются иконы из песка. В Большом зале Музея нонконформистского искусства одновременно проходит выставка «Крестодвижение», где художники концептуально осмысляют тему Креста и святости. Иконы Ирины Быковой — своеобразный контрапункт к той выставке: они абсолютно каноничны, не содержат никаких формальных изысков, и только необычный материал придает им современное звучание. Впрочем, одновременно эти иконы создают ощущение неторопливой вечности, и сама художница подчеркивает — несмотря на текучесть и изменчивость песка, работы в технике «sandex» — действительно вечные, им ничто не страшно. «Есть художница Елена Азарова, она работает с крашеным песком — на фасаде подворья Коневского монастыря на Загородном проспекте — ее икона, — говорит Ирина. — Но иконы из некрашеного песка никто еще не делал, я первая. А появились они благодаря искусствоведу Наталье Регинской — она задумала большой проект, как-то увидела меня и спросила: «Ирина, нет ли у тебя святого Георгия?» Я сказала: «Нет, но могу сделать. Когда нужно?» А у меня был творческий кризис, я не знала, что дальше делать из песка — вроде все уже сделала. Святой Георгий получился быстро, за три дня — правда, у меня был планшет… и эти три дня я не спала. Я сфотографировала работу для каталога, а потом месяц она полимеризовалась».

Помимо икон на выставке представлена графика: уже знакомые поклонникам творчества Ирины «портреты» петербургских зданий, большая серия «человеческих» портретов (они подписаны инициалами, но многие узнают деятелей петербургского нонконформизма — Николая Сычева, Николая Благодатова, Андрея Хлобыстина и других) и серия изображений кукол. Куратор выставки художник Евгений Орлов сказал на церемонии открытия, что «Куклы» поразили его больше всего: «Куклу очень трудно рисовать, и редкому художнику удается что-то через нее выразить». Голые пластмассовые пупсы вступают друг с другом в своеобразные «отношения»: большие нянчат маленьких, или они вместе куда-то идут, подняв вверх одну ручку, или просто стоят рядком и смотрят на зрителя… и создают пронзительное ощущение одиночества и беззащитности. 

«Это разговор о любви — через портреты, через иконы, — так художница объясняет концепцию выставки. — Если приглядеться, все работы — в одном графическом стиле: они одиноки, они в пустом пространстве — и они говорят. Говорят негромко — я только нащупываю эту тему».

Татьяна КИРИЛЛИНА

↑ Наверх