Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 апреля 2024

Линия отрыва

В Малом зале Музея нонконформистского искусства (арт-центр «Пушкинская 10») до 24 января — выставка графики Александра Манусова, яркого представителя ленинградского андерграунда 1970 — 1980-х.

В Малом зале Музея нонконформистского искусства (арт-центр «Пушкинская 10») до 24 января — выставка графики Александра Манусова, яркого представителя ленинградского андерграунда 1970 — 1980-х.

Александр Манусов (1947 — 1990), выпускник Мухинского училища, принимал участие в легендарных выставках в ДК им. Газа и ДК «Невский» в 1974 и 1975 годах, многочисленных квартирных выставках в Москве и Ленинграде. Он из тех, кому было тесно в рамках «соцреализма», кто отстаивал свободу творчества — в те времена этого было достаточно, чтобы за тобой следили люди в штатском из КГБ.

Сейчас другое время: произведения художников-авангардистов, бывших диссидентов, показывают в крупнейших наших музеях — с февраля по апрель уходящего года выставка живописи и графики Александра Манусова прошла в Мраморном дворце. «Выставку в Мраморном дворце часто посещала молодежь — я-то ожидала увидеть в основном людей старшего поколения, — рассказала на церемонии открытия выставки на «Пушкинской 10» Наталья Козырева, заведующая отделом акварели и рисунка VIII — XX веков Русского музея. — Мне было интересно, что их привело туда, я подходила и спрашивала. Знаете, оказалось, что они почти ничего не знают про «газаневскую» культуру, про подпольное искусство 1970-х: им нравилось пластическое, цветовое решение».

Графика Александра Манусова, при наличии четких контурных линий, отнюдь не монохромна: много цветных акварелей, пастелей. Принято говорить, что творчество художника долгое время было камерным и лишь в конце жизни выросло до мощных обобщений. Но, на наш взгляд, это деление достаточно искусственное: и в ранних его многочисленных «прогулках», «беседах» и «купаниях» — не фотографическая остановка мгновения, а надмирное спокойствие человека, занимающего определенное место в мироздании. Персонажи не просто стоят или идут — они компонуются в группы, где каждый словно выводит свою неслышимую «партию».

В середине 1970-х Александр Манусов стал членом группы «Алеф», объединившей двенадцать ленинградских живописцев. Цель объединения — создавать произведения, содержащие национальный еврейский колорит, — так и не была осуществлена, к тому же вскоре большинство членов группы покинули СССР, и «Алеф» перестал существовать. Но именно благодаря «Алефу» в творчестве Манусова возникли библейские мотивы — ни в коем случае не иллюстрации Писания, а философские размышления все о том же — о месте человека в мире.

По словам известного петербургского коллекционера Николая Благодатова, в работах Александра Манусова есть «невыразимое чувство отрыва от земли». А директор Музея современных искусств им. Дягилева (СПбГУ) Татьяна Юрьева сказала: «Жить нужно так, как жил Манусов: внутри своего творчества».

Татьяна КИРИЛЛИНА

↑ Наверх