Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Лолита тянется к низкому, Алиса — к высокому

До 12 июля в Мраморном дворце — ретроспективная выставка знаменитого художника-нонконформиста, яркого представителя московского авангарда 1960 — 1970-х Михаила Одноралова. Ныне художник живет и работает в США: участник знаменитой «бульдозерной выставки» в Москве и не менее знаменитой выставки в ДК Газа в Ленинграде в 1980 году вынужден был покинуть Советский Союз.

До 12 июля в Мраморном дворце — ретроспективная выставка знаменитого художника-нонконформиста, яркого представителя московского авангарда 1960 — 1970-х Михаила Одноралова.

Ныне художник живет и работает в США: участник знаменитой «бульдозерной выставки» в Москве и не менее знаменитой выставки в ДК Газа в Ленинграде в 1980 году вынужден был покинуть Советский Союз.

В Америке поначалу приходилось зарабатывать на жизнь дизайном интерьеров, заказными портретами, реставрацией фарфора и так далее: «Один художник мне объяснил тогда, как я должен работать и что я должен изображать, чтобы мои работы продавались, — вспоминает Михаил Одноралов. — А я сказал, что уехал от одного Союза художников не для того, чтобы играть здесь в другой…»

В 1960 — 1970-е Одноралов прославился натюрмортами, в которых прихотливо соединены традиционные вазочки с цветочками, консервные банки, штепсельные розетки. Над обыкновенным столом летают… обыкновенные ангелы («Натюрморт с ангелами»), над безголовыми античными статуями в окнах виден современный городской пейзаж («Мойры»), гипсовая голова Нефертити соседствует с упаковкой плавленого сыра («Нефертити и «Виола»). Художник включает в композиции отломанные руки манекенов, разбитые чашки и статуэтки: мир абсурден, хрупок, от красоты до уродства один шаг и т. д. При этом в натюрмортах часто присутствуют иконы — окошки в иной мир.

На церемонии открытия художник сказал: «Это моя первая ретроспекция в России. Тридцать лет живу в Нью-Йорке, но я не американский художник». Назвать Одноралова художником специфически русским тоже язык не поворачивается: отечественные реалии соседствуют с общемировыми, причем скорее европейскими.

В 1990-е в его творчестве появляется провокационный мотив женской инициации — обнаженные девочки-подростки в странном пространстве пересекающихся плоскостей то ли спят, то ли грезят. В каждой картине — фрагмент фасада старинного дома и самые разные предметы: гадальные карты, яблоки, рыбы, пасхальные яйца, ломаные игрушки. Каждый из этих предметов, с одной стороны, символичен, с другой — с ним можно играть… в самые жестокие игры: разбить, распотрошить, выбросить. Тема сексуальности присутствует — но перерастает в тему взросления, познания мира и самопознания. «Мои героини не Лолиты, а скорее Алисы, — объясняет художник. — Лолита, так сказать, идет от небес к сосиске. Когда ей предлагают духовную пищу, она хватает сосиску, а Алиса как раз наоборот: она идет от земного к небесному».

Татьяна КИРИЛЛИНА

↑ Наверх