Газета выходит с октября 1917 года Friday 14 августа 2020

Луч света на острие булавки

Если в выходные дни вы соберетесь в Царское Село, не поленитесь дойти до Дома-музея П. П. Чистякова: там до 17 октября открыта выставка фотографий Егора Начинкина «Мизантропия в цилиндрической проекции».

Если в выходные дни вы соберетесь в Царское Село, не поленитесь дойти до Дома-музея П. П. Чистякова (недалеко от дворца и парка — Пушкин вообще город маленький): там до 17 октября открыта выставка фотографий Егора Начинкина «Мизантропия в цилиндрической проекции». Интерес представляют не только  работы, но и то, что снимки сделаны при помощи камеры, которую Егор сконструировал сам.

Как рассказывает автор экспозиции, не так давно он обнаружил, что в некоторых магазинах продаются листы черного пластика, и очень недорого. Из них он и сделал так называемую пинхольную камеру, хотя в принципе ее можно сделать из чего угодно — например, из картона или даже плотной бумаги. Слово «пинхол» с английского переводится как «укол булавкой»: объективом служит именно крошечное отверстие, полученное путем прокола. Никакого механизма в камере нет, пленка перематывается вручную, а ручкой служит прекрасная черная пуговица.

То, что мы видим, весьма мало напоминает нашу действительность: «объектив» пинхольной камеры причудливо искривляет пространство, и даже знакомые пейзажи и предметы становятся практически неузнаваемыми. Пожарная каланча на Васильевском острове становится башней средневекового замка, а подводная лодка и полуразрушенный дом улыбаются нам— каждый своей улыбкой (рядом с этими фотографиями на выставке расположен снимок с черепом, который уж точно улыбается). Собственно, некой округленностью пространства и объясняются слова «цилиндрическая проекция» в названии. «А мизантропия?» — спросите вы.
Наверное, тем, что на снимках людей нет вообще, если не считать крошечной фигурки манекена (из тех, что используют художники: деревянное существо без лица отважно шагает по изгибающимся под его ножками поверхностям). Правда, это не от нелюбви к людям, скорее наоборот: время выдержки у пинхольных снимков большое, минут пять, и мало какой человек сможет так долго сидеть или стоять неподвижно.

На вопрос, из тех ли он фотографов, что сознательно отказываются от современной техники, Егор Начинкин ответил так: «Я снимаю и современной камерой, но не цифрой. Цифровая фотография — это другая игра. Представьте, бегут бегуны, вдруг их обгоняет человек на мотоцикле и говорит: «Ребята, я первый пришел!» Я не «против» цифровой фотографии, не «борюсь» с ней... просто этим не занимаюсь. Конструировать пинхольную камеру очень забавно, но это не первая моя камера, и сам процесс мне давно понятен. Сейчас мне интересно сознательно использовать преимущества, которые она дает. Я не собираюсь связывать с пинхолом свою жизнь — просто были некоторые художественные идеи, которые таким образом можно было реализовать».

Татьяна КИРИЛЛИНА

↑ Наверх