Любовь к классике
В Петербург приезжает хранитель национальной театральной традиции Франции — знаменитый театр «Комеди Франсез». По инициативе и при поддержке столичного Чеховского фестиваля в рамках петербургского фестиваля «Александринский» будет показан спектакль «Женитьба Фигаро»: 17 и 18 октября в Александринском театре.
В Петербург приезжает хранитель национальной театральной традиции Франции — знаменитый театр «Комеди Франсез». По инициативе и при поддержке столичного Чеховского фестиваля в рамках петербургского фестиваля «Александринский» будет показан спектакль «Женитьба Фигаро»: 17 и 18 октября в Александринском театре.
Трудно назвать более популярную во Франции и более соответствующую духу этой страны пьесу. Пьер Огюстен Карон де Бомарше умудрился через частную семейную историю передать суть ключевого события истории Франции — Великой французской буржуазной революции (хотя пьеса написана за 10 лет до события). Бунт слуги против хозяина-аристократа в вопросе самом щепетильном (касающемся права первой ночи) и победа слуги над господином — это, собственно, и есть революция в действии. Напор, характеры, интрига и ритм этого головокружительного и изящного текста в свое время вернули Бомарше, которого в результате его коммерческих интриг чуть было не заклеймили (в прямом смысле) как человека бесчестного, доброе имя и принесли восторженное поклонение соотечественников.
В «Доме Мольера» (во Франции это второе имя «Комеди Франсез» так же не требует пояснений, как у нас определение «Дом Островского» заменяет официальный бренд «Малый театр») Бомарше любят так же сильно и преданно, как Мольера. И, как показывает новая постановка «Женитьбы Фигаро» режиссером Кристофом Роком (в Москве она гастролирует как раз в эти дни), текст Бомарше по-прежнему дает актерам и постановщику все козыри для игры. Без особенных нововведений (если не считать таковыми декорации, нарисованные на картинах-ширмах) спектакль выглядит именно так, как должен выглядеть спектакль «Комеди Франсез»: это, как уверяют очевидцы, элегантное, легкое, виртуозное по замыслу и воплощению зрелище. В нем нет ни вульгарных отсылок к современности, ни плебейских шуток на потребу публики. Костюмы, как и история, не привязаны к конкретному веку, зато в четко выверенных характерах узнается сегодняшняя реальность. Фигаро, например, при всем его горячем чувстве к прелестнице Сюзанне, все-таки ощутимо побаивается взрослой ответственной жизни. Французская пресса, впрочем, объясняет, что полюбила режиссера Рока с этой самой его первой постановки на сцене «Комеди Франсез» за «воссоединение на сцене театра с праздником, а интеллекта с легкомысленным весельем».