Газета выходит с октября 1917 года Monday 20 мая 2024

Магазины не брезгуют «впаривать» покупателям залежалые продукты

На вопрос о сроке годности продавцы отвечают: привезли вчера

На вопрос о сроке годности продавцы отвечают: привезли вчера



Мало того что все дорожает, так еще и торговля то и дело норовит подсунуть покупателю некачественный товар. Оболванивание людей в некоторых торговых точках поставлено на поток. В первую очередь это относится к небольшим магазинам, которые находятся в густонаселенных районах города. Если крупные сетевые компании худо-бедно, но проверяются соответствующими инстанциями, то до мелких торговых точек у контролирующих органов руки, видно, не доходят. А здесь, как говорил сатирик, дурят нашего брата на каждом шагу. В этом убедились корреспонденты «ВП», пройдя по магазинам Адмиралтейского района.

Салат хранится при плюс 10

Первый на пути магазин в Советском переулке опрятностью и чистотой не отличался, что, впрочем, характерно для большинства торговых точек, находящихся в тесных полуподвальных помещениях.

— Здесь совсем недавно открыли отдел винно-водочных изделий, так вообще теперь не повернуться, чтобы что-то не задеть, — рассказала пожилая покупательница, — не знаю, зачем в таком малюсеньком магазине еще и водкой торговать. Здесь в окрестностях и так достаточно торговых точек, где водку продают…

Теснота — полбеды. Хуже другое: скоропортящиеся продукты — колбасы, молоко, масло, рыба, сыры — хранятся в холодильниках, срок службы которых давно вышел. Это видно невооруженным глазом. Лампы из них выкорчеваны с корнем, датчики температурного режима отсутствуют. К примеру, на полке такой холодильной установки выставлен салат из крабовых палочек, на упаковке которого значится, что годен он в течение 72 часов при температуре хранения плюс-минус 2 градуса. Какая температура на полках, проверить нельзя, но если поднести руку к полке, то «на глазок» — не менее плюс 10 градусов.
Также в «старинной» холодильной камере — развесные замороженные продукты: котлеты куриные, бифштексы из говядины, котлеты «Бабушкины», перцы фаршированные, пельмени. Все довольно сомнительного вида. На ценниках, что на крышке холодильника, обозначены только наименования производителей и цены — ни срока годности, ни состава продуктов.

— Котлеты привезли только вчера, перцы — два дня назад, — уверяла продавщица, — срок годности продуктов еще не закончился.

— Но по закону эти сведения должны быть на этикетках каждого продукта, — настаивали мы.

— Не знаю, нам руководство ничего не говорило, — наивно хлопала глазами продавщица. Побеседовать с руководителями магазина не удалось, так как они отсутствовали.

Аналогичная картина предстала и в магазине на Клинском проспекте. Те же неопрятные витрины, то же видавшее виды холодильное оборудование. На полках — кусочки расфасованного сыра, на которых наклеены бумажки с ценой, других сведений о продукции нет. Здесь же мы обнаружили заливное из говяжьего языка без обозначения срока годности.
На развес в этом магазине торговали нежной продукцией: творожной массой двух видов, джемом, вареньем клюквенным. Дата изготовления творожной массы нигде не была обозначена. Снова пришлось обратиться к продавщице. Она вытащила ведерко с массой из холодильника и показала этикетку на его обратной стороне. Дата изготовления была затертой и совершенно нечитаемой. Изготовителем оказался Узловский молокозавод, расположенный в Туле.

— Привезли вчера, — не моргнув глазом, заверила продавщица. Заведующая магазином и здесь отсутствовала.

Ходить по магазину запретила хозяйка

В торговой точке на углу ул. Егорова и 4-й Красноармейской некая женщина вела с работниками магазина разговор на повышенных тонах.

— Инспектор «Спецтранса» Наталья Петровна Сачук, — представилась она корреспондентам «Вечернего Петербурга». — Этот магазин хронически не платит за вывоз мусора, не выполняет обязательства, прописанные в договоре.

Увидев корреспондента с блокнотом и ручкой, из-за прилавка выскочил молодой человек плотного телосложения с телефоном наперевес:

— С вами хочет поговорить владелец магазина!

— Что там происходит? — закричал женский голос с акцентом в телефонной трубке. — Почему вы ходите по моему магазину и что-то пишете? Кто вам разрешил?

На просьбу представиться голос закричал:

— Я хозяйка магазина!

Мы в свою очередь тоже представились.

— Сейчас же уходите из моего магазина, слышите, сейчас же! — снова закричал голос в трубке.

Прежде чем уйти, мы успели заметить, что развесное печенье и прочие сладости и здесь продаются без указания срока годности и наименования производителя. Просто обозначена цена за килограмм.

Худшее — в центре города

В следующем магазине, на Московском проспекте, к нам без всякого приглашения вышла заведующая и также потребовала объяснить, что мы записываем в блокнот. Объяснили.

— А цены-то зачем переписываете? — допытывалась заведующая.

Было видно, что широкая огласка содержания ценников напугала ответственное лицо. Это и неудивительно: после того как УФАС оштрафовало крупные торговые сети за ценовой сговор на солидные суммы, очередь может дойти и до мелких фирм. Кстати, цены в данной торговой точке — одни из самых высоких в районе.
Справедливости ради надо отметить, что в этом магазине мы наконец-то увидели на холодильных установках датчики температуры. Однако подойти к некоторым витринам было непросто. И без того узкие проходы загромождали полупустые коробки с туалетной бумагой и стиральным порошком.

* * *

Что и говорить, поход по торговым точкам оставил безрадостные впечатления, однако оказалось, что худшее нас ждало впереди. А именно — в магазине, что находится в самом начале Московского проспекта, почти на углу с Сенной площадью. Здесь в полуподвальном, грязном, плохо освещенном помещении на десяти квадратных метрах разместился магазин «Продукты 24 часа». Замшелые, покореженные холодильники (вопрос, работают ли они?), на которых сверху сложены какие-то коробки и трубы, грозящие упасть на головы посетителям. Привычных ценников вообще нет. На продуктах наклеены бумажки размером 1 на 2 см с плохо пропечатанными цифрами цен. На некоторых товарах, например на крабовых палочках и банке сельди по-царски, даже таких бумажек не оказалось. Сколько стоят эти продукты в данном магазине, так и осталось тайной. Не оказалось цены и на яйцах, датированных 1 февраля, лежащих на полке у самого пола и забрызганных грязью. Знакомиться с руководителями магазина мы сочли неуместным, потому как посчитали: подобные торговые точки вообще не должны существовать в нашем городе, который, кстати, именуется культурной столицей.

Светлана ЯКОВЛЕВА
Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА


Справка «ВП»

Согласно ГОСТу срок годности куриных пищевых столовых яиц составляет 25 суток со дня сортировки при условии хранения при температуре от 0 до плюс 20 °С. В промышленных холодильниках на предприятии-производителе при температуре от минус 2 до 0 °С яйца хранятся не более 90 суток при влажности воздуха 85 — 88%.

Влиять на торговлю власть не может

Александр Сажин, начальник отдела по связям со СМИ комитета экономического развития, промышленной политики и торговли:
— К сожалению, у комитета нет рычагов воздействия на работу городских торговых точек. Мы можем повлиять только на работу магазинов шаговой доступности, которые открывались при содействии городского правительства, таких магазинов сегодня в городе около пятидесяти. Проверять торговлю могут лишь правоохранительные органы, в частности прокуратура и Роспотребнадзор. И то только раз в три года. Внеплановые проверки торговых точек могут проводиться по заявлениям граждан.

↑ Наверх