Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 июля 2024

Максим Дунаевский: Мои хиты все-таки содержат какой-то смысл!

Известный композитор покажет нам полноценную версию нового мюзикла

9, 10 и 11 декабря на сцене ДК имени Ленсовета будет показан один из самых популярных московских мюзиклов «Любовь и шпионаж». В главных ролях — народные артисты России Лариса Долина и Дмитрий Харатьян. Накануне гастролей наш обозреватель побеседовал с автором музыки спектакля «Любовь и шпионаж» известнейшим композитором Максимом Дунаевским.



Сначала собери команду, потом берись за музыку

— Максим Исаакович, правда, что мюзикл «Любовь и шпионаж» вы подарили Ларисе Долиной на ее недавний юбилей, что изначально этот спектакль был сделан «на нее»?
— Да, мюзикл был написан на Ларису, но в этой истории не было никакого подарка к юбилею… Еще три года назад я предложил Долиной такой проект. Мне казалось, мюзикл раскроет ее не только как певицу, но еще и как актрису. Она с радостью согласилась. Дело оставалось за малым: найти пьесу, найти деньги. Это достаточно длительный процесс. Такой жанр не поднять без команды опытных администраторов, продюсеров, постановщиков. Я даже не брался за свою работу, пока не обрел уверенность, что за нашей спиной стоят опытные люди. Таким образом, в команде появился продюсер Александр Попов, режиссер Егор Дружинин и, конечно же, Николай Денисов — либреттист и поэт.
Изначально я нашел в Интернете пьесу Ирины Греминой. Драматическая пьеса, ни намека на музыку даже не было. Но мне показалось, это будет интересно, тем более Лариса проявляла желание сделать образ такой женщины-вамп, типа роковой Маты Хари. И хотя пьеса не была напрямую написана про Мату Хари, но содержала в себе ее образ. За это мы и зацепились… Причем пьеса достаточно сложная, пришлось ее несколько упростить для мюзикла, но все равно остались и детективный сюжет, острые любовные ситуации, и шпионские страсти — в общем, интрига, что держит зал в напряжении до самого финала. Обретя команду и пьесу, я взялся за написание музыки…
— А почему в спектакле появился еще и Дмитрий Харатьян? Так ли он нужен здесь?
— Это уже была моя идея. Кстати, сначала продюсеры были от этой затеи не в восторге. Как говорится, Боливар не выдержит двоих. С точки зрения коммерции они абсолютно правы, но с точки зрения художественной Харатьян был необходим в нашем спектакле. Во-первых, он «уравновесил» Долину, потому что Лариса блистательная певица, но менее опытная актриса. Их дуэт смотрится очень органично и эффектно.
— То есть в спектакле замен двух главных героев не предполагается?
— Уже есть у Харатьяна, а сейчас готовится и замена для Долиной. Они очень востребованны, кроме того — играть подряд десятки спектаклей очень тяжело. Тем не менее на гастроли в Петербург приедут и Долина, и Харатьян. Мы привезем не походно-гастрольную версию, а полноценный спектакль, тот самый, что идет в Москве, поражая многих критиков зрелищностью, декорациями, спецэффектами.

Всё врут сайты
— Так получилось, что среди создателей мюзикла «Любовь и шпионаж» немало выходцев из Петербурга — и поэт Николай Денисов, и режиссер, хорео-граф Егор Дружинин, и художник-постановщик Алексей Порай-Кошиц… А что вас связывает с нашим городом?
— За свою жизнь я везде поработал — и в Киеве, и в Одессе, и, конечно, в Петербурге. Связывает, как всегда, работа. Как известно, мой отец (знаменитый композитор Исаак Дунаевский. — Прим. авт.) больше десяти лет жил и работал в Ленинграде, был главным дирижером Ленинградского мюзик-холла, возглавлял Ленинградский союз композиторов. Но родственников в Питере у меня нет. Зато у моей жены в городе на Неве живет двоюродный брат.
— Извините, конечно, но в одном из ваших юбилейных интервью (в этом году композитору исполнилось 65. — Прим. авт.) я прочитал такую фразу: «Я сейчас снова живу один»…
— Такого быть не может. Интернет врет. Это просто ужасающе, как я могу жить один, когда у меня семья, и довольно большая. Что только не прочитаешь в этой помойке!
— Чем ваши дети увлечены? Правда, что у вашей старшей дочери, которая живет в Париже, есть своя рок-группа «Маркиза», и весьма успешная?
— Да, это правда. Но она единственная из детей пошла по музыкальной части. Две другие дочери увлечены театром. Средняя дочь, Маша Дунаевская, стала актрисой, играет в театре, снимается в кино, хотя еще студентка. Есть еще младшая, Полина Дунаевская, которая в свои восемь лет тоже начинает делать успехи в актерском деле. Сын мой — крутой финансист, сейчас работает в Швейцарии.

 Радиоформат — серая масса?
— Лариса Долина очень довольна вашим мюзиклом, говорит, что в нем есть очень хорошие арии, которые могут стать хитами…
— Здесь есть только одно «но». Действительно, мне удалось написать пару-тройку потенциальных шлягеров. Кто-то говорит, что даже больше. Так, первая леди, супруга президента Светлана Медведева, побывавшая на нашем спектакле, насчитала целых пять хитовых мелодий. Я ей очень благодарен за такую цифру, потому что в мюзикле достаточно двух и даже одного яркого шлягера.
Но, понимаете, 20 — 30 лет назад, когда выходили мои киномюзиклы «Мэри Поппинс», «Мушкетеры», хиты из них немедленно попадали на радио, на ТВ, становясь достоянием миллионов слушателей. Сегодня же ничего этого не происходит. Думаю, не потому, что хиты другие, хуже прежних. Они все несколько другие, отличные от того, что мы сегодня слышим в эфире. Это не два притопа, три прихлопа. Мои все-таки содержат какой-то смысл, кроме ритма и головной боли. Радиоканалы отказывают в ротации этих песен: «Это не наш формат». Что означает этот загадочный «формат», никто не знает и объяснить толком не может.
Это дикость, на мой взгляд, но сегодня это, увы, осложняет всю жизнь. Я думаю, что радиоакулы подсознательно борются с хорошим. Идет борьба с мелодией, со смыслом в стихах и хорошими стихами. Открой эфир для хороших песен, и в этой борьбе серая масса погибнет…
— Максим, у вас не так много мюзиклов, если сравнивать с Александром Журбиным, Виктором Плешаком, написавшими по доброй сотне...
— Это фабрика. С работоспособностью Журбина мне не сравниться. Если считать мои мюзиклы, что были созданы для театра, получается около двадцати. Есть у меня и рок-опера «Саломея». Из новых работ можно отметить мюзикл «Алые паруса», что будет поставлен в Москве и Екатеринбурге.
Раньше американцы снимали фильмы по мотивам популярных мюзиклов, а потом пошли по обратному пути — стали еще и из кино делать мюзиклы. Вот и мы этим занимаемся. Сначала в Петербурге, в Театре «Карамболь», был поставлен мой мюзикл «Мэри Поппинс», а теперь он играется еще и в Москве, в Театре Луны. А вскоре в Москве, в Театре клоунады Терезы Дуровой, будет поставлен наш совместный детский мюзикл с Юрием Энтиным по фильму «Летучий корабль». Спектакль интересный, с живым оркестром, фокусами… Готовится еще один спектакль, «Из пушки в небо», такой мюзикл в цирке, по легендарному советскому фильму «Цирк», где я буду сотрудничать со своим отцом…


 Беседовал Михаил АНТОНОВ, фото Михаила САДЧИКОВА-мл.

↑ Наверх