Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 7 января 2025

Мариинка-2: начинаем все сначала?

Проект почти построенного здания снова отправлен на доработку

Это сделано по итогам проведенного Главгосэкспертизой рассмотрения. И одновременно министром культуры России Александром Авдеевым снят с должности директор ФГУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» Валерий Гутовский, проработавший более пяти лет на этом посту. На его место назначен 38-летний Андрей Ермаков. Несмотря на явный паралич донельзя затянувшегося проекта, обозреватель «ВП» Алексей ШОЛОХОВ уверен: новый театр уже совсем скоро будет построен. Ибо несогласованный проект и построенный короб сцены — вещи для Петербурга вполне совместные.

 

 


Точка оказывается знаком вопроса

В отмеченной удивительными перипетиями истории второй сцены Мариинки, казалось бы, такого поворота уже не ожидал никто. Ну согласитесь — кто бы мог подумать, что Главгосэкспертиза не согласует уже почти построенный проект второй сцены? Если сам маэстро Валерий Гергиев сказал чуть больше года назад: «Его надо построить. И точка!» А премьер-министр Владимир Путин чуть раньше уточнил — в 2011 году.
Впрочем, получить отрицательное заключение экспертизы не так и сложно любому, даже самому профессиональному проекту. Пара неисправленных листов — и точка, о которой в 2009-м говорил Гергиев, плавно превращается в большой знак вопроса. Эта бюрократически-экспертная традиция, идущая с советских времен, похоже, только сейчас начинает переламываться — например, управлением Государственной вневедомственной экспертизы в Петербурге, где уже сейчас много бюрократических функций компьютеризовано. Здесь теперь можно записаться на прием прямо на сайте. Естественно, это лишь начало модернизации. А наш с вами Мариинский театр идет, согласно закону о своем статусе, по другому сценарию экспертной оценки, через другую инстанцию — Главгосэкспертизу. Но ведь Главгосэкспертиза — в Москве, а на Северо-Западе — лишь филиал (еще не столь обремененный новациями). А часть нынешних основных проектировщиков второй сцены Мариинки — вообще в Канаде. Ну а сам театр, как мы помним, расположен в похожем на открытую автостоянку центре Санкт-Петербурга.
Итог данного уравнения с тремя известными, если подумать, заранее известен. Достаточно в течение указанного законом срока (как правило, для экспертизы проекта он составляет 45 дней) не исправить точку с запятой в ответе на одно из тысячи замечаний — и считайте, можно как в детской считалке говорить: «Начинаем все сначала». Однако есть и еще одна сторона, которая давно наблюдает за ситуацией.


Поражение профессионального сообщества?

Сам по себе новый архитектурный проект новой сцены старейшего театра был неоднозначно встречен руководством профессионального Союза архитекторов России. Известнейший, талантливый и крайне продуктивный современный российский архитектор, ныне президент союза Андрей Боков в 2009 году назвал новый, экономичный проект «поражением профессионального сообщества». Аргументируя свое мнение тем, что и в предыдущем проекте несложно было воплотить задуманное Домеником Перро.
Андрей Владимирович! Несложно, вы правы. Но не в Петербурге. Где минувшей зимой закрывается гипермаркет из-за обрушившегося от снега перекрытия. Где непрофессиональное городское сообщество вспоминает годы блокады после 10-дневного снегопада. Помилуйте, какой же тут шарфик императрицы вместо перекрытия театра (эта идея была заложена в первоначальном проекте Доменико Перро. — Ред.)? Тут ватник из минеральной ваты нужно набросить, да потеплей! Как об этом не подумало профессиональное сообщество, судившее конкурс 2003 года, где с очень качественным и профессиональным, климатически точным проектом выступил сам Андрей Боков (и ему сулили победу), — до сих пор загадка.


Загадка открытия в срок

Однако основная загадка все же состоит в другом. Не в утомительном долгострое и скандальных провалах всемирно раскрученных проектов. Загадка состоит в реализации за время мариинского долгостроя питерских проектов театров, которые уже сданы, заметьте, по государственным контрактам и в срок. Строго в соответствии с Федеральным законом № 94 о госзакупках. Но только контрактам городским, а не федеральным.
Таковыми являются реконструированный архитектором Борисом Бейдером точно в срок кинотеатр «Охта» под Театр «Буфф». Есть реконструированный в
2006-м архитектором Рафаэлем Даяновым новый концертный зал Мариинки в бывших театральных мастерских. Открыт этим летом проект Александра Миронова по реконструкции, а по существу — новому строительству Молодежного театра на Фонтанке. Кстати, непрофильной проектной и строительной организацией. Что самое удивительное, ни на каком профессиональном конкурсе проект не выставлялся. Может, это и есть победа профессионального сообщества?
Есть также и строящийся вполне себе по графику Детский театр «Зазеркалье» на улице Рубинштейна. Тоже отнюдь не простой объект в самом центре города. Что мы слышим о нем? Почти ничего. Почему-то никто не говорит о том, что экономичный вариант реконструкции «Зазеркалья» — без архитектурного аналога упавшего золотого шлейфа императрицы — это поражение профессионального сообщества. Возможно, потому, что так называемое профессиональное сообщество и не слышало про эти реконструкции? А вот федеральный многомиллионный бюджет — пусть и долгострой — это настоящее реалити-шоу.


Подземная парковка и фасад Кваренги умерли навсегда


Тем временем выяснились новые детали переработанного проекта. Еще, казалось бы, недавно новый генеральный проектировщик с уверенностью заявлял «ВП» о том, что подземный паркинг, так недостающий новому театру, будет расположен под Крюковым каналом. Согласитесь, дорогой читатель, достаточно забавно, что в нашем городе, не обремененном плотной сетью метрополитена, как Москва или Париж, или скалистыми грунтами, как близлежащий Хельсинки, подземные паркинги прячутся в умах инженеров гораздо ниже, чем могут быть! А тут лежат почти у поверхности. Ради чего? Вероятно, не нужно говорить о том, что затея, разумеется, не прошла экспертизу. В итоге город отправил письмо о возможности решения проблемы паркинга своими силами. Ну а о подканальной автостоянке пока забыли. Ох, не везет с этими подземными парковками Северной столице!
Зато Литовский рынок Джакомо Кваренги, фасад которого должен был быть восстановлен у крыла нового театра, и вовсе исчез из проекта. Проехали!

 

 

Впрочем, авторы проекта уже сообщили, что откорректированные тома сданы на новое рассмотрение Главгосэкспертизе. При таком количестве компромиссов, на которые идут заказчик, авторы и город, заключение по представленному проекту наверняка будет положительным. Но удастся ли маэстро Гергиеву наблюдать «Звезды белых ночей-2011» на новой сцене Мариинки, как он планировал, а не на стройплощадке — пока большой вопрос. А мы ждем огромную, как часть праздничного салюта, точку. Пусть и не точно по графику.

 

СПРАВКА «ВП»


Тем временем Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации (СЗД) объявила конкурс на корректировку проектной документации надземной части здания.
Эти  изменения — по проектированию зрительного зала — пришлось отдельно узаконивать распоряжением правительства. В нем сказано, что целью перепроектирования является стремление увеличить расстояние между рядами кресел до 950 — 1100 мм, а ширину эвакуационных проходов — до 1200 мм. Что обеспечит больший комфорт для зрителей.
По состоянию на сегодня на площадке строительства театра выполнено около 80% работ. Стена, расположенная вдоль Минского переулка, уже находится на окончательной строительной отметке.
Общая площадь нового здания должна составить около 80 тысяч кв. метров. Зал рассчитан на 2 тысячи зрителей.


↑ Наверх