«Мариинский — великая сцена, но карманы малы»
14 сентября Мариинский театр открыл новый, 228-й сезон оперой Модеста Мусоргского «Хованщина». А 17 сентября грандиозным гала-концертом отметил 150-летие своего здания. Валерий Гергиев по-прежнему готов к экспериментам.
14 сентября Мариинский театр открыл новый, 228-й сезон оперой Модеста Мусоргского «Хованщина».
А 17 сентября грандиозным гала-концертом отметил 150-летие своего здания.
Между этими двумя событиями художественный руководитель Мариинки маэстро Валерий Гергиев поведал журналистам о творческих планах подведомственного ему театра.
«Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна, толпою нимф окружена стоит Истомина…» Петербургский денди Онегин смотрел на божественную балерину Истомину не в том Мариинском театре, который мы сегодня знаем.
Театр был основан в 1783 году по указу императрицы Екатерины Великой. А вот нынешнее голубовато-зеленоватое здание с белыми пилястрами было построено архитектором Альбертом Кавосом под театр-цирк лишь в 1847 — 1848 годах. Затем случился страшный пожар, театр сгорел. В 1860 году здание было восстановлено и стоит по сей день.
Но сегодня огромному коллективу Мариинки тесно под этой крышей. Об этом сообщил художественный руководитель Мариинского театра на пресс-конференции в честь открытия нового сезона: «Мариинский — великая сцена, но карманы малы, мы храним декорации на улице, они не помещаются в театре».
Открытия второй сцены здесь ждут уже несколько лет. Обращаясь к журналистам, маэстро заявил: «Сейчас жестко было всем сказано, что в 2012-м сцена должна быть готова. Поэтому вряд ли кто-то что-то опять будет перекапывать на месте строительства… Моя точка зрения непримирима: во время фестиваля «Белые ночи» 2012 года вторая сцена должна быть основной».
Но и старая сцена останется востребованной. Пока не будет готова Мариинка-2, о реконструкции основной сцены говорить преждевременно. Как всегда, у Мариинского театра множество планов. Валерий Абисалович рассказал о том, что ждет публику в предстоящем сезоне.
Пост приглашенного дирижера Симфонического оркестра Мариинки займет Николай Цнайдер.
1 октября оркестр под его управлением представит Первый фортепианный концерт Бетховена и Первую симфонию Малера, а 6 октября — ораторию Мендельсона «Илия».
Мариинскому балету предстоит работать с авторитетными хореографами Европы — Иржи Килианом, Анжеленом Прельжокажем, Бенжамином Мийпьё.
Среди оперных премьер театра — «Средство Макропулоса» Яначека в постановке Грэма Вика, «Орфей и Эвридика» Глюка в постановке Мариуша Трелиньского и «Моя прекрасная леди» Фрэнсиса Лоу в постановке Роберта Карсена (совместно со знаменитым парижским театром «Шатле»).
На сцене Концертного зала — «Ариадна на Наксосе» Рихарда Штрауса в постановке Михаэля Штурмингера, «Пер Гюнт» Михаила Броннера в постановке Алена Маратра, «Сон в летнюю ночь» Бенджамина Бриттена в постановке Клаудии Шолти.
Главным сюрпризом нового сезона обещает стать знаменитая опера Джузеппе Верди «Аида» в постановке соавторов шоу «Cirque du Soleil» во главе с режиссером Даниэле Финци Паска (его феерическим шоу «Цирка дю Солей» «Кортео» мы наслаждались почти все лето. — Прим. ред.).
Появятся в репертуаре Мариинского и современные оперы, сюжеты которых заимствованы из русской классической литературы. Нам обещают «Мертвые души» Родиона Щедрина в постановке молодой суперзвезды режиссуры Василия Бархатова и «Собачье сердце» композитора Александра Раскатова.
«Принцип построения репертуара у нас таков, — пояснил журналистам худрук, — не от «А» до «Я», не от Баха до Оффенбаха… Наш принцип — интересоваться всем, что есть сейчас нового в музыке. Я бы рад сделать нового «Онегина» или новую «Травиату», тем более что и Аня (Нетребко. — Прим. ред.) рвется в бой. Но мне кажется более важным сделать шаг навстречу ныне живущим композиторам».
Подготовил Михаил СОБОЛЕВ
Важно: Правила перепоста материалов