Мария Арбатова: Идти в политику, бережно относясь к собственной карме, — занятие бессмысленное
Мария Ивановна Арбатова — писательница, общественная деятельница и, по собственному выражению, «бабушка русского феминизма». «ВП» побеседовал с известной феминисткой о буддизме, интернете и... советских разведчиках.
Мария Ивановна Арбатова — писательница, общественная деятельница и, по собственному выражению, «бабушка русского феминизма». Многоопытный психоаналитик и психологический консультант в избирательных кампаниях. За плечами Марии Ивановны также обширный опыт собственных избирательных кампаний и активной деятельности в сфере защиты прав женщин и детей. Красивая, умная, женственная, счастливая в браке, материнстве и профессии. Еще в юности увлекалась восточными духовными практиками, стала буддисткой и через много лет, сохраняя лейтмотив, — женой индийского принца.
С разговора об Индии мы и начали наше интервью.
Индия гармонична и человеколюбива
— Мария Ивановна, ваше отношение к культуре и традициям Индии очень трепетно. Что вас связывает с этой страной?
— Я отношусь к тому поколению и слою, которые с юности идентифицировали себя с буддизмом и с интересом относились к индийским духовным практикам. Кроме того, мой нынешний муж индус и поездка на его родину стала основой моей книги «Дегустация Индии», в которой я пытаюсь разобраться с иллюзиями российской доморощенной буддистки, попавшей в энергетику великой страны.
— Почему в последние годы наметилась такая тенденция — цивилизованный мир стройными рядами направился искать смыслы, ценности и свободу на Востоке?
— С одной стороны, это связано с кризисом европейского понимания реальной деградации общества потребления. С другой — с тем, что будущее человечества завязано на Индию чисто статистически: сегодня каждый шестой в мире индиец, завтра будет каждый третий; и с третьей стороны — Индия переживает невероятный экономический подъем и умудряется сохранить традиции даже внутри его.
— Продолжая тему Индии, хочу спросить: собираетесь ли вы посетить ашрам Саи Бабы? Многие в восторге, но есть также и те, кто выражает недоверие и скепсис по отношению к его фигуре. Каково ваше мнение — остается реальный шанс увидеть «живого бога», каким его считают многие?
— Ашрамы Саи Бабы и его коллег — последнее место в Индии, которое я решу посетить. Понятие «живой бог» в данном контексте безграмотно, поскольку в модели индуизма все штатные единицы богов были розданы в пятом веке до нашей эры, а в модели буддизма буддой может стать каждый. Так что Саи Баба не более солидный бог, чем, например, Грабовой или Кашпировский. Другой вопрос, что финансово он успешнее их обоих и работает на поле популяризации мощнейших индуистских духовных практик. Так что желающие почистить карму могут сделать то же самое, пожив в любом российском монастыре. Там те же механизмы очистительных духовных практик, только менее экзотичные. Другой вопрос, что Индия сама по себе очень доброжелательна, гармонична и человеколюбива — отсюда и эффект чудесных исцелений и неожиданных просветлений.
Уступлю беговую дорожку молодым
— В недавнем открытом письме к президенту вы поднимаете вопрос о необходимости квотирования мест для женщин в парламенте. Как оцениваете перспективы в этом направлении? Будет ли увеличиваться количество женщин во властных структурах, насколько это важно для развития и модернизации страны?
— Количество женщин в структурах власти будет увеличиваться и без моего письма. Это неотвратимый ход истории.
— Мария Ивановна, у вас есть опыт избирательных кампаний, медийный и электоральный ресурс. Не планируете ли повторить попытку избрания в Думу?
— У меня опыт работы в четырех партиях, трех собственных избирательных кампаниях и в куче кампаний, на которых я работала как психолог. Жаль, что все это уходит в пассив, но мне скоро 53 года, и я радостно уступаю беговую дорожку молодым. Походы в Думу для меня были мотивированы деятельностью в области прав женщин, но я плохой политик и совершенно не готова ни к компромиссам, ни к распилам. А наша сегодняшняя политика не работоспособна без этих двух составляющих. Идти в политику, бережно относясь к собственной карме, — занятие бессмысленное. И я убедилась в этом уже трижды. Кроме того, у меня есть еще как минимум две профессии, которые я люблю с большей взаимностью, чем политику.
Интернет не будет решать задачи суда и прокуратуры
— Сейчас идет активное обсуждение проекта закона о приравнивании блогов к СМИ. Как вы считаете, это попытка привить блогерам привычку нести ответственность за свои слова или посягательство на свободу слова, в то время как частное интернет-пространство должно оставаться неприкосновенным?
— Я считаю, что неприкосновенность Интернета выгодна только свиньям и клеветникам. Вопли о том, что это посягательство на свободу слова, происходят исключительно от инфантильного понимания себя и закона.
— Может ли случиться так, что колыбелью гражданского общества в России станет Интернет, так как многие акции протеста выплескиваются из виртуального пространства на реальное общественное поле?
— Интернет-критика власти эффективна только потому, что президент сидит у компьютера. Что-то видит сам, что-то видит его команда. А если его сменит неинтернетный президент, паста засунется обратно в тюбик. Колыбелью гражданского общества всегда становился суд. А презентация себя через критику в Интернете напоминает мне советские кухни, где по ночам ругали коммунистов, а днем сами ходили на партсобрания. Интернет — вещь, равная самой себе. Он растит, воспитывает, поддерживает, но решает только информационные задачи. И никогда никому не обещал решать задачи суда и прокуратуры.
Остерегайтесь подделок
— вы сейчас работаете над киносценарием для телеканала. Расскажите, пожалуйста, что это за проект, чем он оказался интересен для вас, почему приняли предложение над ним работать?
— Продюсер Александр Иванкин делает десять двухсерийных фильмов о великих советских разведчиках в рамках проекта «Поединки». Уже вышли фильмы про Батяна, Абеля и Варданянов. Мне было предложено написать сценарий о писательнице Зое Воскресенской — полковнике разведки Зое Рыбкиной. Почему мне — понятно: с одной стороны, ни одна женщина того времени не достигала подобных высот в иерархии разведки; с другой стороны, в Швеции она работала под прикрытием должности пресс-секретаря Александры Коллонтай. Они вдвоем вывели Финляндию из гитлеровской коалиции. Снимать фильм будет режиссер Ольга Жулина.
Второй сценарий мне предложили написать о разведчике Алексее Козлове, предотвратившем гонку ядерного вооружения, а может быть, и ядерную войну. Его сдал Гордиевский, Козлова арестовали в Йоханнесбурге во времена апартеида и пытали по очереди пять разведок — он не сказал ни слова. Я сначала отказывалась — что называется, не мой контент, но после того как познакомилась с материалами и с самим Алексеем Козловым — не устояла. Он, безусловно, уникум. Режиссер фильма Владимир Нахабцев, он уже нашел для съемок замок тамплиеров в Сирии, в котором будет сниматься жуткая тюрьма Йоханнесбурга. На роль Алексея Козлова утвержден супермен Олег Тактаров — он очень похож на него внешне.
— Планируется ли в ближайшее время выход в свет ваших новых книг?
— Увы, сценарии съели много времени, и я никак не допишу книгу о последних выборах в Госдуму. В ней я хочу дать себе ответ на вопрос, почему в стране нет либеральных партий. И как либералы сами постарались для этого.
— Вы удивительно энергичны, жизнелюбивы и успеваете параллельно делать несколько дел, заниматься разными проектами. Что придает вам силы, доставляет удовольствие и заряжает такой жизненной энергией?
— Если отвечать совсем честно, то это заслуга мастеров аюрведического массажа, к которым я прихожу в совершенно разобранном виде, и они ставят мне на место не только части тела, но и мозги. Благодаря мужу я познакомилась с лицензированными мастерами из Кералы. А в этом вопросе важно остерегаться подделок.
Беседовала Марта ЛАДЭ
Метки: Интервью Живопись Литература
Важно: Правила перепоста материалов