Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 июля 2024

Мастер конкреции

До 5 декабря Новый музей приглашает на выставку классика неофициального ленинградского искусства Евгения Михнова-Войтенко «Блуждающие множества».

В основе экспозиции — собрание    Нового музея, кроме того, представлены произведения, хранящиеся в Русском музее и Музее актуального искусства ART4.RU, а также работы из частных коллекций и из собрания сестры художника Людмилы Хозиковой. Имя художника хорошо известно ценителям искусства — были прижизненные и посмертные выставки, в том числе в Русском музее, про него написано пять книг, но такой масштабной выставки еще не было, к тому же часть работ экспонируется впервые — спустя пятьдесят лет после создания.

Искусство Михнова-Войтенко поражает еще сильнее, когда обращаешь внимание на даты: работы, рассчитанные на восприятие не простого обывателя, а человека будущего, он начал создавать еще в 1950-е. Трудно поверить, что в эпоху торжества махрового соцреализма был художник, ощущавший себя абсолютно свободным: отказ от фигуративности, постоянные эксперименты с материалами... для Михнова-Войтенко простой задачей было изобразить звук (цикл «Хоралы», картина «Благовест») или ощущение (непередаваемо эротичные «Касания»). Художник создает атмосферу праздника, покрывая всю поверхность холста разноцветными точками («Карнавал»), при этом кажется, что смотришь в небо; создает странные маски, похожие на архаические магические изображения («Дневник незадуманных образов»), а его «Квадраты» засасывают почище квадратов Малевича. Хорошо известна серия «Тюбик», созданная без помощи кисти: художник просто выдавливал краску на холст, покрывая его маленькими цветными фигурками, похожими на пиктограммы, — одна из картин называется «Война и мир, я и оно».
«Михнов-Войтенко одновременно занимался тем, чем Джексон Поллок в Америке или ташисты во Франции, хотя у него был минимум информации, — действительно, идеи носятся в воздухе, — говорит арт-директор Нового музея Владимир Назанский. — С одной стороны, его жизнь трагическая, с другой — счастливая. Он творил в той неспешности жизни, которая сейчас невозможна. Люди тогда действительно общались, и общались глубоко. Было бы неправильно считать, что в те годы в нашей стране совершенно не было нормальных людей и Михнов-Войтенко творил в полном вакууме: он учился в Театральном институте у Акимова, его однокурсником был Олег Целков… так что он не был одиноким искателем новых путей в искусстве. Среди его друзей литераторов, филологов, музыкантов, ученых было даже больше, чем художников, — братья по разуму находились в пограничных областях.
Его часто называли абстракционистом, а он противился этому и называл свои работы не абстракциями, а конкрециями: через цвет и ритм он выражал абсолютно конкретные чувства».

Татьяна КИРИЛЛИНА

↑ Наверх