Математик помог нефтяникам?
На минувшей неделе в Индии на Международном конгрессе математики назвали имена четырех лауреатов премии Филдса. Высшую математическую награду получил уроженец Северной столицы, выпускник Санкт-Петербургского государственного университета, а ныне профессор Женевского университета Станислав Смирнов.
На минувшей неделе в Индии на Международном конгрессе математики назвали имена четырех лауреатов премии Филдса. Вместе с Элоном Линденштраусом из Еврейского университета в Иерусалиме, Нго Бао Чао из Парижского университета, Седриком Виллани из Института Анри Пуанкаре высшую математическую награду получил уроженец Северной столицы, выпускник Санкт-Петербургского государственного университета, а ныне профессор Женевского университета Станислав Смирнов.
Напомним, что присуждение Филдсовских медалей происходит каждые четыре года и приурочено к Международному математическому конгрессу, который на этот раз проходил в индийском Хайдарабаде. Номинально премия невелика и составляет порядка полутора тысяч долларов. Исключением в 2006 году стал математик Григорий Перельман, названный явлением тысячелетия. Ему предлагали миллион долларов, но из профессиональных соображений он отказался от награды.
Станислав Смирнов не стал явлением тысячелетия, но эту «нобелевскую премию математиков» ему дали вполне заслуженно, за доказательство «конформной инвариантности двумерной перколяции и модели Изинга в статистической физике». Как пояснил корреспонденту «Вечернего Петербурга» профессор кафедры математического анализа математико-механического факультета СПбГУ Виктор Хавин, у которого учился г-н Смирнов: «Теория перколяции, а иначе теория протекания, описывает возникновение бесконечных связных структур, состоящих из отдельных элементов. Эту теорию начали разрабатывать с 1990-х годов, пользовались моделью Изинга, использовали формулу Карди, но без доказательств. Станислав провел очень изящное доказательство. И заслуженно получил награду. С теоретической точки зрения его работа поможет ученым в создании более объективных моделей эволюции, а на практике ее вполне можно использовать в расчетах объемов месторождений нефти или газа, поскольку она напрямую касается протекания жидкостей в пористые структуры. На самом деле Станислав очень разносторонний ученый. В университете мы занимались теорией приближения функций. После этого он сменил очень много направлений. И, насколько я осведомлен, начал собирать математические награды еще со школьных олимпиад».
К слову, Станислав Смирнов и Григорий Перельман учились в одной 239-й математической школе.
И, как рассказал корреспонденту «ВП» директор этой школы (сейчас она называется лицеем) Максим Пратусевич, который сам окончил это учебное заведение, Станислава он помнит всегда на лаврах: «Я был на два года младше его, поэтому близко мы не общались. Но я помню, что он постоянно побеждал на разных олимпиадах. А в последних классах, в 1986 — 1987 годах, вообще был триумфатором — дважды стал абсолютным чемпионом международной математической олимпиады».
Потом был университет, а потом и новые премии — Санкт-Петербургского математического общества в 1997 году, Математического института Клея в 2001 году, Ролло Давидсона в 2002 году, Европейского математического общества в 2004 году и, наконец, премия Филдса.
После окончания Университета в 1992 году Станислав Смирнов поступил в аспирантуру Калифорнийского технологического института, куда уехал преподавать другой его научный руководитель, Николай Макаров. У него он защитил диссертацию. Преподавал в разных вузах США и Европы, потом стал профессором Королевского института технологий в Швеции и исследователем в Шведской королевской академии наук. А с 2003 года он является профессором Женевского университета в Швейцарии. Часто приезжает в Петербург, в альма-матер, где читает лекции студентам. Кстати, по словам выпускников матмеха, которые слушали его лекции, он считает, что ученым его сделали не участия в олимпиадах и конкурсах, а математические кружки, которые когда-то были в каждом дворце пионеров, в школах и вузах.
Кстати, Станислав Смирнов собирается с семьей приехать в Петербург и весь следующий учебный год уделить преподаванию в СПбГУ.