Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 3 июля 2024

Медведь читает Ленина, или Родина слонов

До 15 мая Новый музей представляет первую ретроспективную выставку Григория Майофиса «Художник и модель: Опыты прочтения».

До 15 мая Новый музей представляет первую ретроспективную выставку Григория Майофиса «Художник и модель: Опыты прочтения».

 


Учился Григорий, как и дед-архитектор, и отец-график, в Академии художеств, несколько лет жил и работал в Калифорнии, потом вернулся в Россию. С начала 2000-х обращается к  фотографии, возрождает старинную технологию бромойля, к тому же печатает бромойли на холсте. При этом Григорий считает, что техника — не главное: «Есть только одно большое настоящее искусство — это искусство композиции. А какие средства применяются — живопись, фотография, цифровая ли, аналоговая, — не имеет значения».
Любимый прием Григория Майофиса — разрушение привычных клише. Об этом — серия «Пословицы», причем в ряд пословиц попадают и лозунги советских времен. «Познай самого себя» — человек в медвежьей маске показывает медведю его отражение в зеркале. «Одна голова хорошо — две лучше» — двухголовый человеческий скелет на фоне нашего герба. «Если нечего сказать — ничего не говори» — печальная обезьянка сидит на разломанном рояле и держит скрипку со смычком. «От ленинской науки крепнут разум и руки» — медведь читает Ленина. «Невзгоды порождают странных соседей по кровати» — медведь сидит на кровати рядом с девушкой и кладет лапу ей на плечо. Кстати, о медведях: «Медведь рядом с человеком — не монтаж, так смонтировать нельзя. Все животные — цирковые, от них можно добиться того, что нужно, — объясняет Григорий. — Медведя мне в студию приводили, а вот за слонами пришлось самому ходить в цирк». Кстати, о слонах: в композиции «Урок географии» некий дядя показывает слонам карту России с надписью «Родина» —  где у нас родина слонов, всякий знает.

 

 


В серии «Художник и модель» художник видит одно, а изображает другое. При этом «модели» существуют на грани порнографии (выставку нельзя посещать зрителям моложе 18 лет), а на холсте — невинные, даже детские сюжеты. В серии «Художник и модель II» художник рисует балерину: иногда как есть, иногда в виде лебедя, статуэтки, а иногда — просто в виде линий, повторяющих ее позу, и даже обыкновенных цифр. Вне серии — небольшой графический лист «Художник и модель»: художник, склонившись  над мольбертом, рисует лежащую женщину, но что-то есть в их позах такое, что рождает устойчивое ощущение — художник убегает от модели, а она зовет его: «Вернись!» Можно понять так: художник бежит от буквального изображения действительности, а можно — как-то иначе. «У меня есть целая серия о том, как художники трактуют реальность, а осмысление произведений искусства — вообще темный лес. Предугадать, в какие смысловые ряды ваше изображение попадет, невозможно: это вроде как письмо отправлять без адреса».

 

Татьяна КИРИЛЛИНА, фото автора
↑ Наверх