Газета выходит с октября 1917 года Saturday 28 декабря 2024

Медведь должен радовать глаз!

В музее кукол открылась необычная экспозиция

В музее кукол открылась необычная экспозиция

В Музее кукол на Камской улице, 8, начала работу новая экспозиция — «Хозяин». Речь идет о медведе. Организаторы говорят: «Значение образа Медведя в отечественной культуре нельзя недооценивать!» — при этом уверяя, что политической подоплеки в выставке нет. Корреспонденты «Вечернего Петербурга» познакомились с медвежьей выставкой.
В центре зала расположился коричневый медведь, набитый опилками. Его создали в 30-х годах прошлого века на Загорском научно-экспериментальном заводе. Перед его сотрудниками стояла непростая задача разработать образ настоящего советского мишки. Получилась большая и хмурая игрушка. А если нажать на живот медведя, он еще и издает характерный зловещий рык. Выпустить успели лишь пять экземпляров. Затем началась война.
Неподалеку от этого мишки сидит похожий — маленький и потрепанный. Говорят, он спас жизнь блокадного ребенка. Имя девочки не называют, но говорят, что именно она, ныне пенсионерка и ветеран войны, принесла экспонат в музей. Девочка заболела туберкулезом в блокаду, к тому же она постоянно находилась дома одна. И вот ребенок решил, что ее мишка — живой, она начала говорить с ним, играть, спать — и вдруг пошла на поправку.
Есть среди экспонатов и дореволюционный медведь, сделанный из шинели кустарной артелью в 1910-х годах. Судя по всему, это одна из первых игрушек-мишек в таком виде, в каком их привыкли видеть российские дети.
Отдельная витрина заполнена медведями, похожими на зверей в естественной среде, и перчаточными мишками для кукольного театра. Есть и таинственная фигурка воинственного медведя, который, возможно, служил подставкой для флага.

— Когда-то для русских медведь был тотемным животным, и в древности люди хотели походить на него, — говорит одна из организаторов выставки, Ольга Костерина. — Мы давно собираем подобные игрушки. Проводили похожую выставку три года назад. Теперь она пополнилась еще несколькими сотнями экземпляров. Всего на выставке около 500 экспонатов.

Если первую часть экспозиции составляют мягконабивные игрушки из коллекции Эльвиры Смирновой, Татьяны Бунь и других коллекционеров, то еще несколько стеллажей заняты фарфоровыми статуэтками из собрания Юлии Федоровой. Коллекционер сама провела для корреспондента «Вечернего Петербурга» экскурсию по своей коллекции.

— Все началось вот с этого олимпийского символа, — показала Юлия на фарфоровую статуэтку всем известного медведя. — Мне, маленькой девочке, подарил его друг на день рождения. Потом в доме появилась еще пара статуэток, и я объявила всем друзьям и родным, что теперь коллекционирую фарфоровых медвежат.

Сейчас, спустя почти 15 лет, в коллекции Юлии более 250 экземпляров. Есть фигурки из обожженной керамики, глины и майолика. Одна из любимых — статуэтка, созданная иллюстратором Чарушиным, автором рисунков в десятках детских книжек. Есть здесь и винни-пухи, сделанные на заводах Гжели. И глупый, как его называет Юлия, медведь из Чехословакии.

— Главное, чтобы у фигурки было красивое выражение лица, — говорит коллекционер. — Он может быть обиженным или злым, но глаз в любом случае должен радовать!

Юлия выискивает статуэтки в самых разных местах — на распродажах, блошиных рынках, в каталогах и в Интернете. Например, коллекция мишек-солонок «Забава» началась для нее у станции метро. Пожилая женщина продавала одну такую солонку за 7 рублей. Юлия была студенткой, и в кармане было всего 10 рублей, но она не удержалась, мишку купила, а до университета пошла пешком. Затем начала собирать остальные предметы из набора. Они, точно такие же, обходились уже от 500 рублей за экземпляр.

— Пенсионеры часто продают вещи, которые стоят тысячи рублей, за копейки, — рассказывает Юлия. — Я в таких случаях стараюсь платить им по реальной стоимости и объяснять, как их могут надуть.

У медведей, считает коллекционер, есть свой характер. Например, итальянская медведица-балерина игрива, а вот русские гармонисты — веселы и забавны.
Ближайшее приобретение, о котором мечтает Юлия, — барабанщик в коллекции «Ярославская майолика». Впрочем, и знаменитого Медведа она приобрести не откажется, если в продаже найдется соответствующая хорошенькая фигурка.

Ирина ПАНКРАТОВА
Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх