Меньше пошлого — больше серого
23 октября в России отмечают День работника рекламы, или День рекламиста. Он отмечается с 1994 года. Что нового на рекламном рынке города? Особенно на «наружном» — том, что должен исключительно украшать наш город?
23 октября в России отмечают День работника рекламы, или День рекламиста. Он отмечается с 1994 года. Обычно в этот день проходят праздничные вечеринки в ночных клубах, а в дни, предшествующие торжествам, подводятся итоги очередного профессионального года. Знакомилась с ними и корреспондент «Вечернего Петербурга»: что нового на рекламном рынке города? Особенно на «наружном» — том, что должен исключительно украшать наш город?
Удар ниже пояса
На прошлой неделе на Васильевском острове, в Музее современного искусства «Эрарта», подводили итоги ежегодного городского народного конкурса «Антиреклама»-2010. Цель этого конкурса, подчеркивают организаторы, огласка образцов плохой рекламы ради уменьшения ее количества на улицах города. Плохой они называют рекламу аморальную, безвкусную, неэтичную, неграмотную, неэстетичную и просто нелепую в своей абсурдности.
— Друзья, я должен вас огорчить, — с печалью в голосе возвестил на открытии церемонии президент Общественного совета по рекламе Санкт-Петербурга Сергей Пилатов. — Наш конкурс состоялся, но работ на него было представлено гораздо меньше, чем в прежние годы. Откровенно пошлой рекламы в городе поубавилось. Ура!
В общем, это была хорошая новость. Горожане прислали организаторам всего 158 работ.
— Из них Общественный совет выбрал тринадцать. Пять вывесок и по 4 образца наружной рекламы и рекламы на транспорте, — сообщил «Вечернему Петербургу» директор совета Юрий Коробов.
Творцы антирекламы награждались «Антипризом за антирекламу» — аэрозолем — освежителем рекламного воздуха, победители-горожане — почетными грамотами. Конечно, первые на церемонию раздачи подарков не явились. Вторые тоже слегка оплошали — главный победитель, приславший работу на конкурс под именем «Михаил», куда-то подевался, не оставив организаторам своих координат. Вот теперь им и приходится кричать: «Автора! Михаила!» Может, он узнает о своей победе из этой публикации «Вечернего Петербурга»?
А представил Михаил на конкурс рекламу дешевой распродажи куриных яиц. Вывесивший ее магазин, видимо, решил поставить на покупателя с уровнем интеллекта ниже среднего — ход рекламным конем был сделан с глубоким чувством казарменного юмора. Вместо банального слогана «Удар по ценам» рекламщики представили «Удар по яйцам».
Казарменный креатив — достижение сетевой торговли.
Коллекционеры ляпов
— Это не я, это Сонечка сфотографировала, — скромно сообщила петербурженка Ирина Дмитрева, победившая в номинации вывесок.
Дмитревы, мама с дочкой-восьмиклассницей, живут на Гражданке, а за рекламой охотятся по всему городу. Вывеску «Магазин переехал ветеранов…» они обнаружили в Красносельском районе. Ее владелец — магазин мебели, который, соответственно, переехал на проспект Ветеранов.
Один выпавший предлог — и самая абсурдная вывеска года.
У школьницы Сони уже приличная коллекция трофеев фотоохоты. Ее мама убеждена, что весь город увешан самой нелепой рекламой.
— А теперь она еще и под ногами, — говорит Ирина, — весь асфальт заляпан какими-то стрелочками, отпечатками ног. Ужасно неряшливыми стали тротуары!
Борец за чистоту города — и другой победитель конкурса. Между прочим, тренер по единоборствам. Его зовут Денис Иностранцев, он выиграл в номинации «Реклама на транспорте». С фотоснимком автобуса, разъезжающего по городу со слоганом «Не про «БиБи» момент». Это реклама строящихся домов. Рекламодатель, к сожалению, не установлен.
Реклама на бортах петербургских автобусов никогда не переполнит чашу терпения властей — даже такая!
Денис прислал нам в редакцию еще несколько снимков, названных им смешными, — вроде «Кариеса за 999 руб.» или «Антрикота изговядины». Не столько дурной вкус, сколько малограмотность — именно она основной порок авторов петербургских вывесок. Дениса это изумляет — и как тренера, и как человека с юридическим образованием. Впрочем, по Закону РФ «О рекламе» никаких особенных требований к грамотности у нас не предъявляется. Ну, не додумались законодатели включить в закон раздел о нормах орфографии.
Что возбраняется?
Браниться. В рекламе, гласит закон, не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Пусть только попробует кто начертать на рекламном щите дурное слово против такого объекта всемирного наследия, как исторический центр Петербурга, — тогда на эту рекламу тотчас обратит внимание ФАС (Федеральная антимонопольная служба). Она следит за исполнением Закона РФ «О рекламе».
К Петербургу в последнее время особых претензий не было. Свой порядок в рекламе наводит и Общественный совет — саморегулируемая организация рекламщиков, созданная еще в 1995 году, сразу после принятия Госдумой Закона «О рекламе». Саморегулируемые организации (СРО) в сфере рекламы объединяют рекламщиков для защиты их собственных интересов и для разработки высоких этических стандартов в рекламе. Никакими полномочиями для принятия мер административного воздействия эти общественные организации, конечно, не обладают. Поэтому не надо задавать им вопросов, например, о несанкционированной рекламе или так называемой серой.
Серость — процветает
По закону наружная реклама распространяется с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и «иных технических средств стабильного территориального размещения», монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также на остановках.
«Использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций запрещается», — гласит закон. Однако кто его соблюдает? Все территории у станций метро в спальных районах облюбованы фургонами с разъездной рекламой. Фитнес, иностранные языки, ремонтно-строительные работы — стоят себе, занимают парковочные места и тротуары.
На забитой транспортом улице Ефимова эта рекламная конструкция припаркована уже год.
Слоган «Не проходите мимо» к милиции в данной ситуации почему-то не относится. Она эти рекламные фургоны отчего-то не замечает. Хотя, по идее, реклама «серая» — от нее ни арендной платы за пользование городской землей, ни налогов.
Еще одна новинка «серости» — реклама на асфальте. Та, из-за которой возмущается призер конкурса «Антиреклама» Ирина Дмитрева. И некрасиво, и заляпано, а все больше ее и больше.
Набираем критическую массу
Официально реклама на асфальте не существует. Неофициально ее могут предложить десятки фирм города. Она недорога.
— Изготовление трафарета обойдется от 300 рублей в зависимости от размера, плюс по 50 — 100 рублей за каждое нанесение, в зависимости от количества красок, — просветили «Вечерний Петербург» в одной из рекламных фирм.
Наносят теперь на асфальт не только «Пиво сюда — вобла туда» со стрелочками-указателями, но и точные координаты рекламодателя.
— А что тут такого? — удивились по одному из телефонных номеров, указанных на тротуаре вблизи Мариинского дворца. — Ничего незаконного мы не делаем. Никто к нам из администрации не звонил.
— Действительно, — подтвердил директор Общественного совета по рекламе Юрий Коробов, — этот сегмент рекламного рынка никак не регламентирован. Видимо, масса рекламы на тротуарах должна достичь такой критической точки, чтобы были приняты поправки в законодательство. Со стороны нашего совета мы можем рассматривать эту рекламу только в том случае, если в ней будет что-то неприличное.
Реклама на асфальте делится на три вида. На указательную — такая стрелками и «ножками» приводит клиента к салону, магазину, кафе. На визиточную — кратко сообщает клиенту об услугах и товарах и содержит контактную информацию. И на имиджевую — это реклама бренда, содержит логотип либо слоган. Цель третьей — повысить узнаваемость торговой марки или продукции.
«Визитка» оставлена на подступах к Законодательному собранию — на тротуаре переулка Антоненко.,
Большим тиражом — на тротуарах Центрального района.
Допустим, выходит на рынок телекоммуникаций Петербурга новая интернет-компания — ее логотипом в одну ночь испещряется по трафаретам весь Невский проспект. И не интересует эту интернет-компанию никакой утвержденный городом новый регламент оформления Невского проспекта, стремящийся сделать парадную магистраль города эталоном вкуса. Выходит в прокат новый фильм — его реклама также на асфальте Невского. Невский — лучшая рекламная площадка города. А главное — бесплатная.
Фото автора
«Умеем договариваться!»
Наружная реклама может быть повсюду. На суше, на воде и даже в воздухе — Закон «О рекламе» разрешает дирижабли в качестве рекламоносителей. А вот автомобили, превращенные в рекламные модули, — запрещает. Однако «Газели» с рекламными щитами стоят по всему Петербургу. И с номерами телефонов, по которым можно заказать размещение такой рекламы.
Делаем звонок по номеру, указанному на «Газели», стоящей на Сенной площади.
— Ломбард слушает.
— Разве это не рекламное агентство?— уточняем.
— Нет, ломбард, но у нас еще и реклама.
— Скажите, сколько стоит одно место? — выступаем в роли клиента.
— Одна сторона щита — 25 тысяч за месяц.
— Скажите, а машина точно простоит весь месяц, все-таки есть закон, сами понимаете...
— Что вы! — воскликнул ломбард. — У нас на Сенной машина уже год стоит. Есть еще несколько «Газелей» на Энгельса, на
Савушкина, на Марата. Никто не может убрать нас официально. Разве что позвонят, попросят подвинуть машину — если какие-то ремонтные работы ведут или стоки там чистят. Мы с ними всегда созваниваемся, договариваемся.
— С кем — «с ними»?
— Ну, с администрациями. С кем же еще?
Между тем
Согласно п. 6.9 ГОСТ 52044 от 2003 года «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях города и сельских поселений», «не допускается размещение рекламы путем нанесения с использованием строительных материалов, краски, дорожной разметки и т. п. на поверхность автомобильных дорог и улиц».