Газета выходит с октября 1917 года Saturday 23 ноября 2024

«Мерседес» опять уходит от погони

125 лет назад немец Карл Фридрих Бенц получил первый патент на «моторный экипаж»

Даже для тех несчастных, кто про автомобили знает только, что у них четыре колеса, руль и сиденье, — словосочетание «мерседес-бенц» звучит, словно колокольчик. «Мерседес» — это что-то шикарное, блестящее, хромированное. И — «бенц»! — как восклицание восторга, вырвавшееся откуда-то из немецкой глотки. «Мерседес-бенц» в сущности — это синоним автомобиля как такового.
Те, кто так думает, недалеки от истины. Дело в том, что 29 января 2011 года исполнилось ровно 125 лет с того дня, как немецкий изобретатель и конструктор Карл Фридрих Бенц подал заявку в патентное бюро на изобретенный им «моторный экипаж». Так что у Бенца фактически получился прототип автомобиля, а патент его сделался своего рода «свидетельством о рождении» современного автомобиля как такового. Тут фортуна Бенцу улыбнулась, вне всякого сомнения.

Секретнейший велосипед


Правда, автомобиль тогда еще автомобилем не назывался. Свою машину изобретатель назвал «Benz Patent-Motorwagen» (в переводе с немецкого — «патентованный моторный экипаж Бенца»). Конечно же, попытки построить «экипаж без лошадей» предпринимались и раньше, но основаны были на использовании силы пара или вообще на электричестве. Что поделать! Время экологичных электрокаров тогда еще не подошло. Именно Карл Бенц впервые использовал в качестве силового агрегата двигатель внутреннего сгорания — тогда еще одноцилиндровый, заводящийся при помощи раскрученного маховика.
Еще до получения патента, на первом испытательном выезде (ночью, в обстановке строжайшей секретности) автомобиль смог проехать всего-то сто метров. Но этот результат улучшался с каждым разом.
Когда с недостатками было покончено, Бенц подал заявку на изобретение — 29 января, как мы уже говорили. И 3 июля в городе Манхайме изумленному миру наконец явился автомобиль.
Газета «Die Neue Badische Landeszeitung» так описала первую поездку: «Сегодня утром приводимый в движение лигроином велосипед был опробован на Рингштрассе, и проба эта оценивается как удовлетворительная». Лигроином назывался бензин, который продавался в аптеке в бутылях и использовался как средство для чистки одежды. С такой бутылью в руках рядом с машиной бежал старший сын Бенца тринадцатилетний Ойген — в его обязанности входило доливать топливо, если оно вдруг закончится.
Пресса назвала изобретение Бенца велосипедом — наверное, репортеров ввел в заблуждение внешний вид машины. И правда, экипаж с тремя огромными колесами был похож на какой-то цирковой агрегат, не хватало только клоуна, который крутил бы педали. Но оно ехало, и ехало само! А стало быть, по праву могло зваться автомобилем.

Звезда бензинового счастья

Как там пел Андрей Миронов в кино про троих в лодке?
Грохот и скрежет, звон и гуденье:
Отдан машинам весь мир на съеденье...
Автомобили, автомобили
Улицы Лондона заполонили!
Так и случилось, и очень скоро. Число автомобилей стало расти с безумной скоростью, их движки совершенствовались, а фирмы-производители соревновались меж собою.
Немецкую компанию «Daimler-Motoren-Gesellschaft» основал Готтлиб Даймлер в ноябре 1890 года. Независимо от Бенца Даймлер со своим партнером Вильгельмом Майбахом тоже разрабатывал двигатель внутреннего сгорания. Даймлер собирался покорить землю, воздух и море: его небольшие мощные моторы можно было устанавливать на наземные средства передвижения, а также на воздушные шары и на лодки. Три стихии с 1909 года символизировала трехлучевая звезда, которая и поныне нам знакома как логотип компании «Мерседес-Бенц».
Так откуда же взялось это «Мерседес»? В 1897 году Эмиль Еллинек, сын австрийского раввина, дипломат, предприниматель и совладелец фирмы Даймлера, убедил Майбаха сконструировать более мощный двигатель. По просьбе Еллинека новую машину выпуска 1901 года назвали именем его дочери: Мерседес.
Впрочем, будем точны: вообще-то это не было ее именем. Девушку звали Адриана Мануэла Рамона Еллинек, а вот домашнее прозвище у нее было Мерседес (исп. Mеrcеdеs — милосердие). К тому же по-немецки вернее произносить «Мерцедес», с ударением на второе «е». Так что и по дорогам у нас ездят «мерцЕдесы». Но мы уж будем писать и говорить как привыкли.
Как бы там ни было, Эмиль Еллинек так гордился новой маркой, названной в честь дочери (а может быть, и дочерью), что в июне 1903 года получил официальное разрешение на смену фамилии с Еллинек на Еллинек-Мерседес. Это единственный известный в истории случай, когда отец взял фамилию в честь дочери.
К сожалению, самой Мерседес увековеченное имя не принесло большого счастья. Автомобили она не любила, зато пела неплохим сопрано и была известна двумя скандальными разводами. Умерла Мерседес рано — в сорок лет, в 1929 году.

За три года до этого, в 1926 году, фирмы «Даймлер» и «Бенц» слились в единый концерн. Во главе его встал Фердинанд Порше. Он и основал марку, знакомую нам: «Mercedes-Benz». И началась история... Как всегда, взлеты и падения. Конечно, «Даймлер-Бенц» работал и в нацистской Германии, выпуская грузовики и легковые автомобили.
Двухнедельная воздушная бомбардировка англо-американскими ВВС в сентябре 1944 года превратила все заводы фирмы в груду руин. Когда оценки разрушения были готовы, к январю 1945-го, совет директоров постановил, что «Даймлер-Бенц» физически больше не существует. Восстановление пришлось начинать фактически с нуля. Но уже через 10 лет неутомимый «Мерседес» пришел в себя и продолжил завоевывать мир.
Следуя примеру Бенца и Даймлера, фирма сохраняет страсть к новаторским решениям, не упуская случая блеснуть оригинальностью. Например, фирма утверждает, что все дерево, использованное в отделке салонов автомобилей, выращивается в специальных питомниках. А на одном из заводов фирмы в Зиндельфингене все рабочие передвигаются по территории завода на велосипедах, причем у каждого отдела — велосипеды своего цвета. В то же время при всей эксцентричности «Мерседес» не лишен некоторого великосветского снобизма — например, компания потребовала, чтобы ее логотипы были убраны из недавнего фильма Дэнни Бойла «Миллионер из трущоб» — из тех сцен, где действие происходит в трущобах. Пекутся о престиже!

А что может сказать об этой машине тот, кто регулярно имеет с ней дело? Вот мнение водителя первого класса и всех категорий Сергея Гранкина, которому доводилось возить на своем «мерседесе-E210» многих наших звезд кино, театра и спорта:

— Этот у меня — четвертый; до него было еще три таких же «мерседеса», еще был микроавтобус «мерседес-спринтер».
Само за себя говорит то, что в качестве автомобилей представительского класса — для иностранных туристов, для наших бизнесменов, артистов — используют главным образом «мерседес». Его никогда не стыдно подать клиенту.
Конечно, у них есть свои недостатки. Краска, к примеру, в наших условиях облупливается, неоцинкованные кузова начинают ржаветь и гнить — это все российская погода и соль на дорогах.
Зато наше качество дорог на «мерседесе» вообще не замечается. Если мы, конечно, не упали в огромную яму.

Подготовил Матвей ПИРОГОВ

↑ Наверх