«Мерседес» опять уходит от погони
125 лет назад немец Карл Фридрих Бенц получил первый патент на «моторный экипаж»
Даже для тех несчастных, кто про автомобили знает только, что у них четыре колеса, руль и сиденье, — словосочетание «мерседес-бенц» звучит, словно колокольчик. «Мерседес» — это что-то шикарное, блестящее, хромированное. И — «бенц»! — как восклицание восторга, вырвавшееся откуда-то из немецкой глотки. «Мерседес-бенц» в сущности — это синоним автомобиля как такового.
Те, кто так думает, недалеки от истины. Дело в том, что 29 января 2011 года исполнилось ровно 125 лет с того дня, как немецкий изобретатель и конструктор Карл Фридрих Бенц подал заявку в патентное бюро на изобретенный им «моторный экипаж». Так что у Бенца фактически получился прототип автомобиля, а патент его сделался своего рода «свидетельством о рождении» современного автомобиля как такового. Тут фортуна Бенцу улыбнулась, вне всякого сомнения.
Секретнейший велосипед
Правда, автомобиль тогда еще автомобилем не назывался. Свою машину изобретатель назвал «Benz Patent-Motorwagen» (в переводе с немецкого — «патентованный моторный экипаж Бенца»). Конечно же, попытки построить «экипаж без лошадей» предпринимались и раньше, но основаны были на использовании силы пара или вообще на электричестве. Что поделать! Время экологичных электрокаров тогда еще не подошло. Именно Карл Бенц впервые использовал в качестве силового агрегата двигатель внутреннего сгорания — тогда еще одноцилиндровый, заводящийся при помощи раскрученного маховика.
Еще до получения патента, на первом испытательном выезде (ночью, в обстановке строжайшей секретности) автомобиль смог проехать всего-то сто метров. Но этот результат улучшался с каждым разом.
Когда с недостатками было покончено, Бенц подал заявку на изобретение — 29 января, как мы уже говорили. И 3 июля в городе Манхайме изумленному миру наконец явился автомобиль.
Газета «Die Neue Badische Landeszeitung» так описала первую поездку: «Сегодня утром приводимый в движение лигроином велосипед был опробован на Рингштрассе, и проба эта оценивается как удовлетворительная». Лигроином назывался бензин, который продавался в аптеке в бутылях и использовался как средство для чистки одежды. С такой бутылью в руках рядом с машиной бежал старший сын Бенца тринадцатилетний Ойген — в его обязанности входило доливать топливо, если оно вдруг закончится.
Пресса назвала изобретение Бенца велосипедом — наверное, репортеров ввел в заблуждение внешний вид машины. И правда, экипаж с тремя огромными колесами был похож на какой-то цирковой агрегат, не хватало только клоуна, который крутил бы педали. Но оно ехало, и ехало само! А стало быть, по праву могло зваться автомобилем.
Звезда бензинового счастья
Как там пел Андрей Миронов в кино про троих в лодке?
Грохот и скрежет, звон и гуденье:
Отдан машинам весь мир на съеденье...
Автомобили, автомобили
Улицы Лондона заполонили!
Так и случилось, и очень скоро. Число автомобилей стало расти с безумной скоростью, их движки совершенствовались, а фирмы-производители соревновались меж собою.
Немецкую компанию «Daimler-Motoren-Gesellschaft» основал Готтлиб Даймлер в ноябре 1890 года. Независимо от Бенца Даймлер со своим партнером Вильгельмом Майбахом тоже разрабатывал двигатель внутреннего сгорания. Даймлер собирался покорить землю, воздух и море: его небольшие мощные моторы можно было устанавливать на наземные средства передвижения, а также на воздушные шары и на лодки. Три стихии с 1909 года символизировала трехлучевая звезда, которая и поныне нам знакома как логотип компании «Мерседес-Бенц».
Так откуда же взялось это «Мерседес»? В 1897 году Эмиль Еллинек, сын австрийского раввина, дипломат, предприниматель и совладелец фирмы Даймлера, убедил Майбаха сконструировать более мощный двигатель. По просьбе Еллинека новую машину выпуска 1901 года назвали именем его дочери: Мерседес.
Впрочем, будем точны: вообще-то это не было ее именем. Девушку звали Адриана Мануэла Рамона Еллинек, а вот домашнее прозвище у нее было Мерседес (исп. Mеrcеdеs — милосердие). К тому же по-немецки вернее произносить «Мерцедес», с ударением на второе «е». Так что и по дорогам у нас ездят «мерцЕдесы». Но мы уж будем писать и говорить как привыкли.
Как бы там ни было, Эмиль Еллинек так гордился новой маркой, названной в честь дочери (а может быть, и дочерью), что в июне 1903 года получил официальное разрешение на смену фамилии с Еллинек на Еллинек-Мерседес. Это единственный известный в истории случай, когда отец взял фамилию в честь дочери.
К сожалению, самой Мерседес увековеченное имя не принесло большого счастья. Автомобили она не любила, зато пела неплохим сопрано и была известна двумя скандальными разводами. Умерла Мерседес рано — в сорок лет, в 1929 году.
За три года до этого, в 1926 году, фирмы «Даймлер» и «Бенц» слились в единый концерн. Во главе его встал Фердинанд Порше. Он и основал марку, знакомую нам: «Mercedes-Benz». И началась история... Как всегда, взлеты и падения. Конечно, «Даймлер-Бенц» работал и в нацистской Германии, выпуская грузовики и легковые автомобили.
Двухнедельная воздушная бомбардировка англо-американскими ВВС в сентябре 1944 года превратила все заводы фирмы в груду руин. Когда оценки разрушения были готовы, к январю 1945-го, совет директоров постановил, что «Даймлер-Бенц» физически больше не существует. Восстановление пришлось начинать фактически с нуля. Но уже через 10 лет неутомимый «Мерседес» пришел в себя и продолжил завоевывать мир.
Следуя примеру Бенца и Даймлера, фирма сохраняет страсть к новаторским решениям, не упуская случая блеснуть оригинальностью. Например, фирма утверждает, что все дерево, использованное в отделке салонов автомобилей, выращивается в специальных питомниках. А на одном из заводов фирмы в Зиндельфингене все рабочие передвигаются по территории завода на велосипедах, причем у каждого отдела — велосипеды своего цвета. В то же время при всей эксцентричности «Мерседес» не лишен некоторого великосветского снобизма — например, компания потребовала, чтобы ее логотипы были убраны из недавнего фильма Дэнни Бойла «Миллионер из трущоб» — из тех сцен, где действие происходит в трущобах. Пекутся о престиже!
А что может сказать об этой машине тот, кто регулярно имеет с ней дело? Вот мнение водителя первого класса и всех категорий Сергея Гранкина, которому доводилось возить на своем «мерседесе-E210» многих наших звезд кино, театра и спорта:
— Этот у меня — четвертый; до него было еще три таких же «мерседеса», еще был микроавтобус «мерседес-спринтер».
Само за себя говорит то, что в качестве автомобилей представительского класса — для иностранных туристов, для наших бизнесменов, артистов — используют главным образом «мерседес». Его никогда не стыдно подать клиенту.
Конечно, у них есть свои недостатки. Краска, к примеру, в наших условиях облупливается, неоцинкованные кузова начинают ржаветь и гнить — это все российская погода и соль на дорогах.
Зато наше качество дорог на «мерседесе» вообще не замечается. Если мы, конечно, не упали в огромную яму.
Подготовил Матвей ПИРОГОВ