Газета выходит с октября 1917 года Saturday 18 мая 2024

Метро до часа ночи работать не будет

С чем подходит Петербургский метрополитен к Новому году? С сетованиями на снижение пассажиропотока и на окончательное прекращение федерального финансирования. С открытием двух станций — долгожданного перестроенного вестибюля «Горьковской» и нового вестибюля «Звенигородской» — и с повышением базового тарифа до 22 рублей.

С чем подходит Петербургский метрополитен к Новому году? С сетованиями на снижение пассажиропотока и на окончательное прекращение федерального финансирования. С открытием двух станций — долгожданного перестроенного вестибюля «Горьковской» и нового вестибюля «Звенигородской» — и с повышением базового тарифа до 22 рублей.

В результате, как заявил корреспонденту «Вечернего Петербурга» глава питерской подземки Владимир Гарюгин, доходы у предприятия нулевые. Но планов громадье.

 

Так выглядел павильон станции «Горьковская» за три дня до открытия.

От «Обводного»...

Самоустранение государства от участия в развитии петербургского метро не сторицей, но компенсирует город. Если в этом году на эти цели из федерального и местного бюджетов были выделены и освоены 8,5 миллиарда рублей, то в следующем году Петербург дает подземке почти 11 миллиардов. На эти деньги продолжится строительство Фрунзенского радиуса. Правда, большинство работ — подводная, невидимая глазу часть айсберга. А на поверхности — открытие станции «Обводный канал». И это будет не только инфраструктурное, но и культурологическое событие — оформление этой станции достойно сразу же быть взятым под охрану КГИОП. Но об этом мы расскажем уже в следующем году.

...до «Народной»

Пока же осветим этапы: за «Обводным каналом» в 2011 году откроется «Адмиралтейская», а в 2012-м — «Международная». Потом начнется развитие Красносельско-Калининской линии. Здесь по названию понятно, в какие жилые массивы придет подземка... Еще стоит вопрос о строительстве станции «Народная» в Кудрове. Но пока он лишь стоит. Ведь там уже Ленинградская область, и город не то чтобы не хочет, а по закону не может полностью профинансировать открытие этой станции. Область же пока не собирается вкладывать деньги в свое первое метро.

Коллапс грядет, грядет коллапс...

Поэтому пока петербуржцам, за исключением введенной год назад «Волковской», оживившей почти ритуальный микрорайон, не открывают доступ в новые районы. А лишь увеличивают количество пересадочных узлов. Как пояснил Владимир Гарюгин, чем таковых больше, тем пассажирам удобнее выбирать оптимальные маршруты.

Также во второй половине следующего года в связи с ремонтом эскалаторов и косметическим ремонтом вестибюлей будут закрыты две станции. Первая — «Нарвская». Зная «мастерство и профессионализм», а проще — полную недееспособность чиновников комитета по транспорту в деле решения транспортных проблем, уверяем вас: на «Нарвской» будет коллапс.

Еще закроется «Площадь Александра Невского-1». Поскольку там есть второй выход, коллапсом это, вроде, не грозит. Если, конечно, комитет по транспорту не вмешается.

Кстати, системы, защищающие наклонные ходы от коррозии и протечек грунтовых вод, которые устанавливаются сейчас на станциях, сделаны так, что при возникновении необходимости ремонта уже не надо будет закрывать вестибюли для пассажиров.

Метро подорожает

Повышение базового тарифа до 22 рублей, по словам главы Метрополитена, — вынужденная мера. Но это не наша плата за метрополитеновские траты, а лишь индексация существующих расценок. Метрополитен не только рассчитывает на повышение тарифов, но и надеется на увеличение пассажиропотока — в связи с объявляемым со всех трибун выходом из кризиса. Ведь в этом году, по сравнению с прошлым, за девять месяцев метро недосчиталось 65 миллионов пассажиров и, соответственно, потеряло миллиард рублей чистой прибыли.

Об очередях

Это лишь часть ответов на вопросы, которые задавали Владимиру Гарюгину журналисты. И знаете, на словах все выглядело логично и оправданно. Но стоило нам выйти за дверь и войти в метро, чтобы ехать в свои редакции, как все, о чем он говорил, испарилось.

Чтобы войти на станцию «Сенная площадь» даже не в час пик, понадобилось 10 минут. Еще 10 минут — на то, чтобы купить жетон. Еще 10 минут мы простояли перед эскалаторами на переходе с «Сенной» на «Спасскую», потому что один из двух был выключен. В результате дорога до «Петроградской» у меня заняла 12 минут, а стояние в очередях — полчаса.

Об указателях

Новая проблема, с которой петербуржцы сталкиваются в метрополитене XXI века, — бардак с подачей информации. Чем менеджеров подземки не устраивала старая — понятная и логичная — система указателей? Нет, надо было потратить деньги и придумать новую. Да не одну, а целых две. В результате одни станции еще в старом стиле, вторые — в новом, назовем его «строгим», третьи — в новом, который можно назвать «ярким». Новые стили совершенно нечитабельны.

«Строгий» стиль достаточно подробен. Перед входом на платформы закреплены вывески, на которых перечислены все станции линии. Мало того, закреплены вывески не вдоль путей, а поперек. То есть понять, в какую сторону пассажиры поедут с этой платформы, очень сложно. Надо внимательно вглядываться в маленькие стрелочки. А «яркий» стиль, наоборот, лаконичен — перед платформами указывается только конечная станция линии, и даже знающим метро петербуржцам приходится долго вспоминать, какие еще станции есть на этой линии.

О терминалах

Наверное, именно из-за бардака каким-то технически подкованным менеджером было предложено ставить на станциях информационные терминалы с кнопками «SOS» и «HELP». Первая помогает вызвать охрану или милицию, а вторая — разобраться, как и по какому маршруту ехать.

Расположены они в подземных вестибюлях прямо в центре зала, портят художественное оформление станций и мешают проходу. Как пояснили нам в Метрополитене, поскольку основное назначение терминала — это передача тревожной информации, оперативная связь пассажира с дежурным сотрудником ситуационного центра и оказание помощи пассажиру в экстренной ситуации, они должны быть видны со всех сторон. Нам же кажется, надо просто вернуть нормальные указатели и вернуть под землю милицию.

Об охране

В метро ведь целый штат службы контроля — тех мужчин в форме, которые от скуки заговаривают зубы представительным дамам-контролерам, следящим за работой турникетов. Что, как сказал Владимир Гарюгин, — мера необходимая. Поскольку милиционеров катастрофически не хватает, чтобы обеспечить в вестибюлях полный порядок. Хотя в УВД по Метрополитену «Вечернему Петербургу» заявили, что сотрудников на станциях у них всегда хватало и что появление службы контроля — собственная инициатива руководства питерской подземки.

О турникетах

Вроде совсем недавно расставленные по вестибюлям и нормально работавшие «крутящиеся» турникеты меняют на «самораскрывающиеся». По словам Владимира Гарюгина, это тоже мера необходимая, поскольку турникет — это теперь не просто пропускной механизм, а настоящий информационный портал, который знает все виды проездных билетов, считает всех пассажиров и может делать такое, что делать пока не надо, поскольку еще технически и нормативно не реализовано — вроде работы с электронным кошельком или непосредственно с банковской картой или учета количества станций, которые проехал пассажир (если будет введена повременная оплата проезда).

Извините, но зачем нужен мобильный, по которому можно позвонить на Луну, если на Луне еще никто не живет?

При всем этом Владимир Гарюгин утверждает, что метро живет в режиме жесткой экономии. На нас. Например, до часа ночи метро, как в Москве, в Петербурге работать не будет, поскольку подземке экономически невыгодно обслуживать нескольких загулявших горожан: «Мы потеряем кучу денег и у нас не будет времени на ночные работы по обслуживанию путей и тоннельного оборудования. Как москвичи решают эту проблему, не знаю. И даже не интересовался. Это экономически невыгодно. Уверен, что дешевле автобусы на линиях задержать на час, чем продлевать работу Метрополитена».

Но дело в том, что у нас и автобусов нет — наземный транспорт прекращает ходить даже раньше подземного.

Фото Натальи ЧАЙКИ

 

↑ Наверх