Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 23 июля 2024

Михаил Дурненков: Обращаюсь к театру, когда мне хочется самовыразиться

Молодой драматург поделился секретами творчества и взглядами на хеппи-энд

В Театре «На Литейном» выпустили премьеру — спектакль «Легкий способ бросить курить» по пьесе Михаила Дурненкова. Михаил — из тех драматургов, кого сегодня критики называют представителями «новой драмы».

 Драма новая и старая

— Михаил, расскажите немного о своей пьесе. В чем же легкий способ бросить курить?

— Пьеса довольно сложная, я ее долго писал. Она как блинный торт. Если выписать 20 тезисов, о чем эта пьеса, каждый из них будет равноправным. Меня интересует там история о том, как инертный человек, совершенно не желая, разрушает все вокруг себя. Там есть история учителя-пенсионера, который взял гастарбайтеров к себе домой, чтобы их чему-то научить… Но в какой-то момент учитель  понимает, что ему надо у них учиться, потому что это люди, которые обладают стержнем веры и ни в чем не сомневаются. А у моего героя весь мир под сомнением. Под конец происходит все трагично… Раз заявлено, что способ легкий, значит, будет на самом деле нелегко.

— Причисляете себя к «новой драме»? И что такое новая, что такое старая драма для вас  лично?

— Конечно, такое деление очень условно. Термин «новая драма» придуман людьми, у которых такая профессия — идеолог. Для нас, драматургов, и вообще для творческих людей очень важно общение с себе подобными. Вот такое общее поле и есть для меня новая драма. За многие годы общения я с этими людьми сросся и нахожусь практически в родственных отношениях. В какой-то момент мне казалось, что нет людей краше и лучше, чем драматурги.

— А в чем отличие драматурга от писателя?

— Драматургию считают падчерицей литературы, но не потому, что она убога. Просто в первую очередь это практический навык, который определяется неким количеством правил. Стартовым является слух к живой речи: тому, как разговаривают люди, каким набором банальных фраз человек может передать свою неповторимую личность. Драматурги — это люди, которые все время что-то записывают в метро, подслушивают соседей, воруют фразы в автобусе…
Новая драма — это нарушение старых правил. Хотя последующая драматургия может опять перевернуть все с ног на голову…
Например, я читал пьесы, где нет основного героя. Есть пьесы, в которых не происходит как такового видимого действия. Какая-то жизнь течет, а действия не происходит. Но при этом это достаточно театральное произведение. Сценическое, удобное для постановки.

Пьесы писать легко

— Как рождается пьеса?

— По-разному бывает. Вначале может быть образ. Например, фильм «Я шагаю по Москве» появился, когда сценарист Шпаликов увидел девушку и велосипедиста, который ехал рядом и держал над ней зонтик. Вот с этой картинки и родилось это кино. Может быть и документальная ситуация. Вот у нас с Вячеславом (брат и соавтор Михаила Дурненкова. — Прим. авт.) недавно была премьера «Drunk» («Пьяные») в Англии, в Королевском шекспировском театре. В основу легла история, вычитанная нами из газеты. Мы написали пьесу про солдата, который был в Чечне, считался погибшим, о нем давно все забыли, жена его вышла замуж за другого, а он просто мотался по больницам с контузией головы, через три года пришел в себя, вернулся домой, а его уже нет. Нигде… Мы, естественно, развили эту историю, сделали солдата самым главным человеком в сюжете. Он герой, который просто хочет вернуться обратно в свою жизнь, где нет для него места.

— Как этот спектакль восприняла английская публика?

— Очень-очень хорошо. И в этом большая заслуга режиссера Энтони Нильсона. Он не стал «играться» в Россию, не стал создавать на сцене этакий рашн-колобашн. Вы представляете чувства англичан, которые смотрят нашего Шерлока Холмса: все эти обои, камины, город Рига? Для них это все равно немного под гжель. А Нильсон просто создал общее сценическое пространство, понятное для нас и для англичан. Без особого русского акцента.

— Вы пишете совместно с братом. Как это происходит?

— Есть драматург Вадим Леванов, который в свое время окончил Литературный институт, потом вернулся в Тольятти и  создал собственный театр. Я пришел к нему в качестве актера. От скуки. А брат написал для этого театра маленькую пьесу «Голубой вагон», которая до сих пор идет в Москве в Театре Ермоловой. Он читал дочке Агнию Барто и вдруг представил, что детские писатели сидят за столом, ждут Заходера, потом идут на улицу, гонятся за мужчиной и заставляют его петь. Он поет: «Голубой вагон бежит-качается…» В этом человеке читатели узнают Шаинского. Леванов всем, кто появлялся у него в театре, предлагал написать пьесу. Говорил: «Писать пьесы легко. Слева — кто говорит, справа — что говорит». Это и был наш первый урок драматургии. Потом вместе с братом мы написали пьесу «Вычитание земли» о родном индустриальном городе Тольятти. И эта пьеса пошла в народ благодаря созданному в Москве Театру.Doc и фестивалю «Новая драма». Мы начали лихорадочно писать еще, написали пьесу «Культурный слой», пожалуй самую известную на сегодня. Сами ее поставили, сами в ней сыграли, возили постановку с большим удовольствием по городам и весям. А потом я уехал в Москву, и наше сотрудничество с братом стало невозможным.

— С чем был связан переезд в Москву?

— Во-первых, любовь. Во-вторых, ко мне стали обращаться кинорежиссеры. И я пробовал удовлетворить их требования. Но довольно-таки неудачно. Был момент, когда я просто не понимал: отличный, на мой взгляд, сценарий, а для успешной реализации чего-то не хватает. Тогда я решил, что этому надо учиться, и поступил во ВГИК на курс Юрия Арабова. Хотя теперь понимаю, что кино — больше вопрос везения и выбора режиссера. Если пьеса — падчерица литературы, то кино вообще неизвестно кто… Дальняя родственница, скорее. А киносценарий — просто памятка и руководство к действию. Поэтому, когда мне хочется самовыразиться, обращаюсь к театру. 

— Этим можно сегодня заработать?

— Театр никогда не приносит денег. Все драматурги работают на телевидении. Мой брат, Юрий Клавдиев, Вадим Леванов — все они авторы сериала «Школа». Еще есть такой жанр, как скриптдоктинг, когда к тебе обращается режиссер, чтобы ты что-то исправил в сценарии, дописал. Такая техническая помощь на дому… Так что все заработки на пятой точке делаются.

Покорила своим поступком

— Поговорим о любви…

— В 2005 году в Театре Ленсовета в Питере был фестиваль «Новая драма». И 27 октября я познакомился с девушкой, с которой разговаривал ровно полчаса. Она уезжала в Москву, а я, соответственно, в Тольятти. Через полчаса мы разъехались, но как-то умудрились обменяться электронными адресами.
Я работал в офисе при магазине запчастей, ничего не понимая в этом совершенно. И вдруг узнаю из Интернета, что на соседней АЭС что-то произошло. Пишу ей: «Представляешь, у нас тут рядом, по-моему, что-то рвануло». А Ксения (Ксения Перетрухина — художник и режиссер. — Прим. авт.) пошла, купила билет и прилетела ко мне в Тольятти.

— Вас покорил сам поступок?

— Как в драме. Да. Это был поступок.

— Для вас существует понятие «хеппи-энд»? Или вы этого избегаете?

— Я не очень ценю, чтобы все было в жизни хеппи-энд. А в пьесе как получится. Пьеса конструируема, но в какой-то момент персонажи начинают жить самостоятельной жизнью, не хотят жить в рамках, которые задает им автор. Для меня это признак того, что они хорошо оживлены.

— Вернемся к теме вредных привычек… С чем сами боретесь?

— Я сплю, я ем, я курю, я не люблю работать. Это мои вредные привычки. Но с тех пор как появился ребенок, основная вредная привычка, с которой я борюсь, — это вечное желание поспать. Потому что днем я с трехлетним Матвеем, а ночью пишу.

Беседовала Лариса ЗОРИНА

Михаил Дурненков родился в 1978 году в Амурской области, в городе Тынде.
Работал сторожем, слесарем, актером, инженером, тележурналистом. С 2005 года живет в Москве. Драматург, сценарист, автор более пятнадцати пьес и киносценариев.
С 2001 года постоянный участник фестивалей современной драматургии «Майские чтения», «Любимовка» и «Новая драма», конкурсов «Свободный театр», «Евразия».
Принимал участие в театральных форумах «Балтийский дом», «Документальный театр в Ленинских Горах», «Сибальтера», семинарах в Ясной Поляне, «Международная резиденция драматургов» (Лондон).
Наиболее известные постановки пьес Дурненкова: «Культурный слой» (совместно с братом Вячеславом); «Последняя репетиция»; «Красная Чашка, 108 минут»; «Синий слесарь» и др.
В 2005 году в издательстве «Эксмо» в серии «Иной Формат» вышел сборник пьес «Культурный слой». Сборник стихов «Слесарные Хокку» переведен на французский язык, а пьеса «Культурный слой» — на немецкий. Пьеса «Хлам» получила Гран-при на Международном конкурсе драматургов «Евразия-2008».
Михаил женат, растит сына.

↑ Наверх