Михаил Пиотровский: На Востоке нам учиться, на Западе — делиться опытом
Директор Государственного Эрмитажа объявил о проведении конкурса для молодых реставраторов.
Директор Государственного Эрмитажа объявил о проведении конкурса для молодых реставраторов.
Возраст конкурсантов — примерно до тридцати. Конкурс называется предельно ясно: «Сохраним культурное наследие вместе». «Вместе» — это, очевидно, вместе с известной компанией, представитель которой, Анна Козловская, также присутствовала на встрече. Фирма вложит в проект 1,8 миллиона рублей.
— Программа продлится год, но, возможно, на этом конкурсе не окончится, — сообщила Анна Козловская. — О результатах мы сможем объявить 8 декабря сего года на ежегодном заседании Клуба друзей Эрмитажа.
Победители конкурса — это будут 5 — 6 человек — получат грант для прохождения стажировок в зарубежных музеях и реставрационных центрах, по своему выбору. Сумма каждого гранта — приблизительно 20 тысяч долларов. И заявки уже начали поступать.
— Стажировки, конечно, проводят многие центры, но мы решили устроить вот такую своеобразную выдумку с конкурсом, — заметил Михаил Борисович. — Специалисты смогут постажироваться в ведущих зарубежных музеях и реставрационных центрах, таких, как «Метрополитен», Музей Виктории и Альберта. В музеях Китая и Японии можно перенять опыт в реставрации. У них огромный, вековой опыт реставрации своей живописи и шелкографии. На Востоке нам надо учиться. С Западом можно... обменяться опытом. Наши сильные направления — это монументальная, темперная живопись. Тут мы сами имеем уникальный опыт. Наши технологии здесь пока остаются самыми лучшими. Картины у нас не выглядят как глянцевые обложки журналов — таким же образом работают лишь некоторые европейские школы. Но постепенно все понимают, что наш метод — лучший. А вот в швейцарских музеях — свой метод сохранения органики, например древесины. Вместо вымораживания — технология «мокрого дерева». Это самые актуальные направления, нам тут есть что почерпнуть. Кроме того, каждый год наши реставраторы проводят мастер-классы в России и, значит, передают свой опыт русским коллегам. И по возвращении в Россию специалисты проведут мастер-классы в одном из городов Северо-Запада — Калининграде, Архангельске или в Нижнем Новгороде.
После встречи с директором журналистов провели потайными ходами в одну из тридцати лабораторий Эрмитажа. Большинство из 123 сотрудников, работающих здесь, имеют первую и высшую квалификацию. Там любопытным зрителям были показаны результаты работы и объяснены принципы и философия реставрации — оказывается, эта вполне научная дисциплина поднимает великое множество этических и эстетических проблем в умах своих адептов. Даже несмотря на заявленное Михаилом Пиотровским совершенство приемов реставрации темперной живописи. Расчищать или не расчищать на многократно записанной иконе поздние слои? А если они несут историческое значение? «Больше приходится сидеть за микроскопом, чем орудовать растворами», — поделились реставраторы. И хорошо, что так, наверное. Ведь осторожность и аккуратность — это признак подлинного профессионализма.
В Эрмитаже работают только высококвалифицированные специалисты.
Наши сильные направления — это монументальная, темперная живопись.
Фото Натальи ЧАЙКИ