Михаил Задорнов: За год украли всего Маркеса!
Известный писатель-сатирик рассказал обозревателю «ВП», за что сняли Лужкова, какие книги воруют в библиотеках, что за дрянь ему предлагают и чем милиция
Можно сказать, что Олимпиада уже состоялась!
— Как вы оцениваете уровень отечественного телевидения?
— Сегодня на нашем телевидении в основном господствует одна и та же форма — бессмыслица, а точнее обессмысливание. Мне все время звонят и предлагают какую-то дрянь. Вот недавно позвали обсуждать русский мат. Я знаю суть мата. Но им нужен скандал. А я не хочу скандала. Я хочу, чтобы мою точку зрения воспринимали без скандала. Или не принимали, но тоже без скандала.
— В 1991 году вы поздравили Россию с Новым годом вместо президента. С тех пор прошло почти 20 лет. Сейчас этой записи нигде нет. Почему?
— Ее размагнитили сразу же. Потому что я там прикололся. Я поздравлял так, как поздравляли генеральные секретари. И никто не захотел заострять на этом внимание, потому что уж очень явным получился переход от серьезного к сатире. Прозвучал такой эпиграф, что, мол, жить мы будем не хорошо, но весело. Умным людям было понятно. Тогда же я рассказал про то, что в Новосибирске вот уже 15 лет висит плакат, на котором написано: «Да здравствует то, благодаря чему мы несмотря ни на что!» Вот эти слова я считал лучшим поздравлением народу России в тот момент.
— И вот прошли десятилетия. Какие события минувшего года особенно запомнились вам как сатирику?
— Олимпийские игры. Если бы американские чиновники поехали туда, как наши — со своими женами, любовницами, любовниками любовниц, — их бы всех посадили после этих Игр. А наши спокойно Сочи готовят после этого. По количеству средств, затраченных на строительство в Сочи, можно считать, что Олимпиада уже состоялась.
И еще. Вся Россия не может понять официальной формулировки причины отставки Лужкова. Простые люди спрашивают друг у друга: «Никитична, за что Лужкова-то уволили?» — «Доверенность потерял». «На что?» — «На воровство». И вот пришел новый мэр. В первый же день он потряс меня заявлением, что собирается очищать воздух вакуумными насосами. Вот откуда у них там наверху что берется?
Милиция — это милые лица. А полиция?
— Еще в этом году было заявлено о перемене названия милиции на полицию. Как вы к этому отнеслись?
— Милиция — это милые лица. Когда я это опубликовал в ЖЖ, кто-то мне написал: «А полиция, получается, «поганые лица»?» Это, конечно, не так, но мне очень понравилось. Ну вот скажите мне: может ли Бараку Обаме прийти на ум, чтобы улучшить работу полиции, переименовать ее в милицию? Вообще наши правители познают Россию по Интернету. Когда мышь забирается на ногу слона, она думает, что слон — это его нога. Она всего слона просто не может увидеть. Так и наши правители не могут увидеть Россию целиком. Отсюда и «полиция».
— Перспективы какие-то в масштабах страны видите?
— Ну конечно — модернизация. Но какая может быть модернизация в стране, где люди иногда еще пашут на лошадях? Я написал об этом в своем блоге, после чего один человек прислал мне ответ: «Михал Николаич, вы жизни не знаете. На лошадях уже давно не пашут — их съели. Пашут на себе». Я понимаю, что модернизация — это хорошо, но сначала неплохо было бы замотать оголенные изоляционные провода в подъездах, отремонтировать дома престарелых, привести в порядок школы.
— В своих выступлениях вы критикуете и более частные недостатки. Например, неправильные обороты речи…
— Это действительно проблема. Многие говорят: «Я был на день рождении». Поголовная безграмотность! Да — рыба гниет с головы. Преступление совершают ученые-филологи и лингвисты, которые не делают нашим правителям замечаний, потому что боятся сказать им, например, что нельзя говорить: «Мирные инициативы». Инициатива одна! Но правительству хочется показать, что они много инициатив проявляют. Или как можно говорить: «Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации»? Это можно назвать тавтологией, но я бы назвал языковым извращением.
— Для усиления борьбы с неграмотностью вы и открыли библиотеку? Почему в Риге, а не в Липецке, к примеру?
— Все логично. Чтобы открыть библиотеку в России, надо пройти через огромное количество чиновников, чего я на сегодня сделать просто не в состоянии. А в Риге мы это сделали мгновенно. Бизнесмен предоставил свой офис — 400 кв. метров. И я сделал библиотеку за свой счет. Уже потратил 300 тысяч евро. Но это окупается радостью. За день в библиотеке бывает от 40 до 60 человек. Я думал — 5 — 6 человек будут приходить. А их, напротив, все больше и больше. 10 000 читательских билетов уже выдано. За год две книги Умберто Эко украли, всего Маркеса и три Кортасара. Но ни одной Донцовой, ни одного Акунина не взяли. Представляете, какой уровень у наших читателей?
Внуки их спросят: «Дедушка, а тебе не стыдно было?»
— Геннадий Хазанов недавно сказал, что не понимает юмора артистов из «Комеди-клаба». А вы когда-то положительно отзывались о них. Ваше мнение не изменилось?
— Я и сейчас говорю, что они талантливые ребята, но именно поэтому и горько смотреть на них. Они очень одаренные. Но пройдет лет 40, им будет примерно по 60 — 70, и их внуки будут спрашивать: «Дедушка, а тебе не стыдно было?» Мне кажется, надо всегда выступать так, чтобы перед родителями и детьми не было стыдно. Ну и перед внуками заодно. Хотя я подозреваю, что могут пройти годы — и молодежь изменится в другую сторону. И тогда внучки Ксении Собчак смогут сказать: «Бабушка, какая же ты была целомудренная и нравственная в программе «Дом-2». Но все-таки это фантазии.
— Недавно вышла ваша книга «Я люблю Америку». Они больше не тупые? Вы изменили мнение?
— В названии, конечно же, заложена ирония. Я считаю, что у американцев нужно брать лучшее, что у них есть. И в этом смысле — никакого стеба. Но мы у них берем самое поганое. А то, что они умеют делать лучше нас, — нет. Действительно, их «жизни тела» можно позавидовать, быт у них налажен замечательно. А вот «жизнь души» нам надо свою сохранять. Недавно я был в Канаде. Подошел ко мне наш эмигрант. Печальный, пожилой, хорошо одетый человек. Говорит: «Вы не представляете себе, как мне здесь одиноко. Если бы я знал раньше, какова здесь жизнь, я бы не уехал. Жена умерла, и с тех пор как ее не стало, меня с днем рождения поздравляет только банк, в котором я держу деньги, и гостиница, где мы с ней последний раз останавливались». Ну разве не грустно?
— От чего же зависит ощущение счастья?
— Счастливым не будешь, сколько бы ни было бабок. Счастье от этого не зависит.
Беседовал Дмитрий СОЛОВЬЕВ
Фото Интерпресс