Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Минфин предложил сделать водку в четыре раза дороже

Но премьер-министр России выступил против

Но премьер-министр России выступил против

 


«Мы не можем снять нагрузку с бизнеса и переложить ее на плечи рядового гражданина. Резкое повышение акцизов на алкоголь и табак, безусловно, приведет к такому же повышению цен на эту продукцию», — заявил он на заседании президиума правительства РФ 31 марта.

Спиртное как статья доходов

Так Владимир Владимирович отреагировал на предложение Министерства финансов. Финансисты желали бы с 1 января будущего года увеличить акциз на спиртное на 20%. Через полгода — аж на 67%. Еще через полгода — на 50%. Наконец, к 1 января 2014-го акциз хотели бы поднять еще на 30%, доведя его с нынешних 263 до 900,90 рубля за литр «алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9%», как это звучит в документах. После чего с водочной поллитровки бюджет будет получать 180 рублей акциза вместо нынешних сорока шести. Учитывая, что в прошлом году, по уверению правительства, с алкоголя казна получила около 82 млрд. рублей, доход от спиртного через четыре года должен составить около 400 миллиардов. При этом, по расчетам Союза производителей алкогольной продукции, бутылка водки будет стоить 390 рублей.
Минфин прекрасно понимает: водку в России пили, пьют и пить будут. В прежние, доперестроечные времена — что в империи, что в СССР — доля отчислений от алкоголя составляла от 20 до 35% доходной части бюджета. Сейчас, по словам бывшего председателя Совета министров СССР, а ныне председателя комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Николая Рыжкова, это 1 — 2%. Непорядок! Потому Минфин уже третий год бьется за резкое увеличение акцизов.
Но инициативу эту с завидным постоянством гробит правительство. Оно держится за значительно более скромную величину индексации водочного акциза — 10% в год. Оно, конечно, можно здесь и политическую подоплеку найти. Ан не факт!

Выжать из зеленого змия все!

Начнем с 1997 года, когда правительство России ввело новый акциз на алкоголь, ставка которого рассчитывалась от объемного содержания этилового спирта, а не от себестоимости производства, как было ранее. Эта перемена принесла свои плоды. Впервые за всю историю существования алкогольного рынка (не только российского, но и советского) цены на спиртное снизились, а объемы производства легальных производителей резко возросли. Увеличилась и сумма акцизных поступлений
(с 5,3 млрд. рублей по итогам 1996 года до 9,4 млрд. в 1997-м).
Казалось бы, все замечательно. Однако государство принялось каждый год индексировать ставки акцизов. Причем увеличивались они быстрее, чем росла инфляция. Когда в 2000 году ставка акциза возросла на 40%, легальное производство опять начало падать. По итогам первого полугодия оно сократилось на 21%. Общая же сумма сбора акцизов выросла в том году всего на 5%.
Государственные мужи задумались: что еще предпринять? В принципе ответ был получен сразу же. В 2001 году ставка акцизов была проиндексирована всего на 5%, при этом объем поступлений в бюджет вырос на 36%! Власти предпочли тогда этого не заметить. Вместо этого они решили, что виной всему — система уплаты акциза. Платил его завод, причем половина шла в федеральный бюджет, а вторая — в региональный. В результате местные власти были заинтересованы в том, чтобы поддерживать местных производителей и мешать поступлению на региональные рынки чужих спиртных напитков.
После этого правительство России настояло на том, чтобы сперва все деньги шли в федеральную казну, а лишь затем половина возвращалась в регионы. Местные власти стали получать деньги от алкоголя не тогда, когда они им были нужны, а тогда, когда средства эти оказывались не нужны федералам. И темпы роста собираемости акцизов начали снижаться. В 2002 году они составили всего 20%, в 2003-м — уже 12%.

Акцизы: увеличить нельзя уменьшить

Тогда ситуацию «исправили». С 2004 года алкогольные акцизы стали поступать в региональный бюджет. При этом изменили пропорции. Ликероводочный завод стал платить лишь 20% акциза на водку, а акцизный склад — оставшиеся 80%. После чего… темпы роста собираемости акцизов упали еще больше. Ведь заводов относительно немного, и проконтролировать их бюджетные отчисления было гораздо проще, чем у оптовиков. В результате за 2004 год две тысячи акцизных складов заплатили лишь четверть всех акцизов. Три четверти собрали с шестисот заводов. И в сумме это получилось лишь на 8% больше предыдущего года.
Начали срочно думать о том, как вернуть старую систему акцизов: 100% — с производства, и все — в федеральный бюджет. Вернули в 2005 году. При этом, по оценке Счетной палаты, на отмене акцизных складов потеряли около 15 млрд. рублей, а сумма собранных акцизов превысила показатели прошлого года всего на 1%!
В 2006 году ставку акциза не индексировали. Результат? Те, кто помнит этот год, знают, что фактически более четырех месяцев отрасль простояла. Это было связано с переходом на Единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) и отсутствием марок. Объем производства оказался существенно ниже 2005 года. Тем не менее объем поступлений акцизов в 2006 году превысил уровень 2005 года, пусть и всего на 5%.
В 2007 году индексация составила 6,5%. Объем производства алкогольной продукции при этом вырос по сравнению с 2006 годом на 13% и почти вернулся на уровень 2004 года. Поступление акцизов в бюджет тоже существенно увеличилось — как раз на эти 19,5% (рост акциза + рост производства). Правительство обрадовалось. Предполагалось, что в 2008 — 2009 годах индексация акцизов также не будет превышать 6,5% в год.

А стоит ли градус повышать?

Но… наступил кризис. Как всегда, спасать госбюджет решили за счет алкоголя и других подакцизных товаров. И что? В 2010 году итоги подвела Счетная палата. В 2007 году акциз составлял 162 рубля за литр спирта. В следующем году он вырос на 6,8%. В бюджет поступило на четыре процента меньше денег. В 2009-м акциз подняли на 10,5%, собираемость налога уменьшилась на 12,5%. Всего за три года платежи увеличились на 18%, а объемы производства упали на 16%, как и объемы налоговых поступлений. Таким образом, рост акцизов не привел к увеличению бюджетных поступлений. Они упали именно в той пропорции, в какой снизился объем производства. Стало быть, можно было акцизы и не поднимать.
С 2010 года повышать акциз решили только на 10% в год (примерно на уровне инфляции). При этом опять изменили схему его уплаты. Акциз стали брать с винно-водочных заводов, исходя из объемов спирта, который они получали для производства алкогольных напитков. В результате в казну поступило на 12% больше денег, чем за год до этого. И это явно не следствие увеличения акциза, а результат новой системы его сбора.
На 2011 год рост акциза установили тот же — 10%. По результатам первых месяцев нынешнего года объем собранных акцизов по сравнению с тем же периодом 2009 года вырос на четверть. И тут же ведомство господина Кудрина возобновило свои попытки увеличить платежи.

К чему это может привести, спрогнозировать несложно. Если поллитровка станет стоить 390 рублей, народ потянется к самогону. При этом, по подсчетам специалистов, в России примерно столько же, сколько и легальный, составляет «черный рынок» водки. Вряд ли в Минфине сидят столь наивные люди, чтобы думать, будто к 2014 году правительственная программа по сокращению потребления алкоголя в стране будет выполнена уже на 45%. Хотя…
А собирается ли кто-нибудь планы Минфина претворять в жизнь? Или это только демонстрация готовности к увеличению акцизов, которого с России требуют во Всемирном банке, если мы хотим получать там кредиты? Тогда вполне может статься, что на пару лет акцизы и увеличат. А потом, когда деньги будут уже получены… народное возмущение — чем не форс-мажор?

Георгий РАГУТИН, рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА

 

↑ Наверх