Мир до и после «Аватара»
Фильм Джеймса Кэмерона «Аватар» шестую неделю подряд удерживается на верхней строчке лидеров североамериканского проката. В кинотеатрах всего мира картина уже заработала 1,84 миллиарда долларов, побив абсолютный рекорд, установленный в 1997 году другим фильмом Кэмерона — «Титаником».
Фильм Джеймса Кэмерона «Аватар» шестую неделю подряд удерживается на верхней строчке лидеров североамериканского проката. В кинотеатрах всего мира картина уже заработала 1,84 миллиарда долларов, побив абсолютный рекорд, установленный в 1997 году другим фильмом Кэмерона — «Титаником».
Обозреватель «ВП» Федор Дубшан попытался понять, почему именно этот фильм побил все рекорды посещаемости и вызвал яростные споры.
Сейчас еще можно вспомнить, как впервые на стенах появились плакаты с синими котообразными лицами, как мы все на них реагировали: с любопытством, с раздражением... Но уже больше месяца прошло с момента премьеры фильма «Аватар», и даже обсуждения постепенно угасли. А ведь что было! Пошли такие споры, такие баталии, как будто «Аватар» — не фильм, а срочный выпуск новостей и «Газпром» действительно начал войну с инопланетянами за лакомое месторождение. Словечки «На’ви», «Унобтаниум» и «Эйва» теперь понятны миллионам землян, а сюжет уже никому, наверное, пересказывать не нужно. Именами Нейтири и Пандора, сообщает британская «The Sun», теперь называют новорожденных. «Аватар» завершил вторжение в нашу культуру, и мир прежний, доаватаровый, вспоминается лишь смутно — как главному герою Джейку Салли, наверное, вспоминалась жизнь на далекой Земле... А в России взрослые серьезные дяденьки обсуждали фильм и кидались друг на друга в полемическом запале, как будто от этого зависело их будущее.
Что же — все это ради новогоднего блокбастера? Тут или — или. Либо человечество наконец перестало скрывать от самого себя, что навсегда впало в инфантильное состояние и не способно отличить проблемы компьютерных героев от своих собственных. Либо действительно — исподволь, тихой сапой произошло что-то важное и мир впрямь чуточку поменялся, а катализатором послужил тот самый «Аватар».
Приключенческий роман о благородных синехвостых «индейцах» — главный претендент на «Оскар».
Что случилось-то?
В сущности это... очень старомодный фильм
Что касается меня, я в удачу «Аватара» совершенно не верил. Вернее, в его успех лично у меня. Вся эта назойливая реклама изрядно раздражала. Дело вот в чем: я ожидал от нового кэмероновского фильма попытки снять классическую, крепкую научную фантастику. Эта попытка мне казалась заранее проваленной. Сюжет из рекламных роликов и впрямь был ясен до нюансов. Ах, борьба за планету. Как-то старовато, не находите? А эти синие кошечки, раса На’ви... Они казались мне довольно дешевой попыткой втереться в доверие к зрителю: ясно, что эти хвостатые симпапулечки специально созданы дизайнерами Кэмерона как симпатичные аборигены. Они созданы такими, чтоб их хотелось полюбить: кошачьи черты, тонкая гибкая фигура — это все, конечно, здорово, но скорее как предмет обожания школьниц. Недавно вышел фильм «9-й район» режиссера Бломкампа. Тоже про трудные взаимоотношения землян с пришельцами. И вот там инопланетяне — довольно-таки отвратные чешуйчатые крабы, которых полюбить можно не за красивые глаза, а лишь сделав над собой усилие, признав в них братьев по разуму.
Мне хотелось правдоподобных, неантропоморфных инопланетян, потому что «синие красавчики» — это совершенно иной жанр. Это отказ от проблем научной фантастики с ее реалистическим прогрессом и эволюцией внеземного разума. Человекоподобность расы На’ви обращает нас к другому: к сказке, к эпосу, к мифу, говорящему о человеке и его проблемах. А вот сказки-то, мне казалось, снимать разучились окончательно. Увлеченное поигрывание цифровыми мускулами заменило умение говорить о простых вещах с детской увлеченностью.
Кэмерон, снявший сверхтехнологичное кино (повсюду только и разговоров, что о стереоскопических камерах, специально сконструированных для фильма, о терабайтах компьютерной графики и прочих цифрах), легко мог бы, в общем, поддаться обаянию своих возможностей и пустить сюжет следовать за шикарной технологией.
Самое удивительное, что он этого не делает. Старику хватает терпения и мудрости взять из этой сокровищницы Али-Бабы ровно то, что ему нужно для воплощения своей фантазии, — и ни байта больше. Вся его великолепная планета Пандора — это та же наша Земля, только увиденная новыми глазами.
«Аватар» очень отчетливо... знает свое место. Это ведь в сущности очень старомодный фильм. Он так себя и преподносит: приключенческая фантастика, не больше и не меньше. И может быть, поэтому результат — это некий приз Кэмерону. За то, что сумел совместить смирение и дерзание. Не разучившись снимать вещи в духе старой доброй школы, Кэмерон получает награду: «Аватар» оказывается больше себя самое.
Одни видят в нем христианский пафос, другие — распад ценностей христианской цивилизации
Несомненно, «Аватар» — это несложная сказка, ну или приключенческий роман о благородных индейцах в лучших традициях Фенимора Купера (и, черт возьми, не важно, краснокожие они или синехвостые). Классический американский миф о Покахонтас. Но сделать его удалось с таким точным соблюдением пропорций, с таким вниманием, что эта простота невольно покоряет. Да посмотревшие и отмечают: даже тех, кто и рад бы не проникнуться, все равно затягивает и привораживает. Это, конечно, отчасти пугает. Кое-кто списывает на воздействие мощных спец-эффектов. Тогда тут, конечно, открываются новые возмож-ности зомбирования публики.
Но дело не только в этом. Кэмерон сумел создать новый миф, потому что очень хорошо чувствует современные воплощения вечных архетипов. Этому чутью обязаны своим успехом и его «Терминатор», и «Чужие», и «Титаник». Нажав на несколько кнопок в зрительской душе, «Аватар» вызывает такую реакцию, которая уже давно никаким кинотворцам не снилась. Причем реагируют по-разному: одни увидели в нем христианский пафос, другие — проповедь неоязычества. Экологи хвалят фильм за любовь к природе, хиппи — за возврат к психоделической революции, а хакеры — за пропаганду свободного «пиратского» распространения информации, которую душат ретрограды-копирайтеры. «Коммунисты Петербурга», наоборот, негодуют насчет предполагаемого плагиата (у братьев Стругацких тоже фигурирует планета Пандора) и вообще непричастности «Аватара» к традициям советской фантастики. Точно так же, впрочем, они обрушились на недавний «Обитаемый остров» Федора Бондарчука. Но «Остров»-то и впрямь получился халтурный, и дело не в том, что у Бондарчука меньше спецэффектов на квадратный сантиметр экрана.
А Дмитрий Быков в своей статье между тем опасается, что фильм Кэмерона отмечает распад ценностей христианской цивилизации и отмену высшего принципа: «быть со своими, хороши они или плохи».
- Официальный бюджет фильма — около 190 млн. долларов, но эксперты оценивают его и в 300 млн. Но в том, что затраты на фильм окупятся, нет никаких сомнений. Сейчас «Аватар» бьет рекорд «Титаника», остававшегося на протяжении более десятка лет самым кассовым фильмом в истории кино. Россия не стала исключением — «Аватар» стал самым кассовым фильмом в новейшей истории, собрав 95 млн. долларов.
- «Аватар» приносит своим создателям не только огромную прибыль. Он мало-помалу собирает награды в ожидании своих «Оскаров». Так, фильму досталась победа в двух номинациях голливудской ассоциации иностранной прессы «Золотой глобус», которая считается главной прелюдией к раздаче «Оскаров». За свой новый фильм Кэмерон получил две награды: в категориях «Лучший фильм» и «Лучшая режиссура». Именно в этих номинациях он получил «Глобусы» за «Титаник» в 1998 году.