Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 20 ноября 2024

Мишель Легран: Петербургские артисты омолодили мою музыку!

На сцене Театра им. Ленсовета музыкальный театр «Карамболь» представляет знаменитый мюзикл Мишеля Леграна «Шербурские зонтики»

Побывав в июле в Петербурге на премьере мюзикла, 77-летний маэстро Мишель Легран признался, что давно его никто так не удивлял, как Ирина Брондз, руководитель Театра «Карамболь».

Она разыскала маэстро в Париже и сообщила о своей идее поставить на театральных подмостках мюзикл «Шербурские зонтики». А ведь с премьеры всеми любимого фильма прошло 45 лет, и, как ни странно, до сих пор как таковой сценической судьбы у киномузыки Леграна не сложилось. Это притом что французский маэстро — лауреат «Оскара», «Грэмми», один из лучших эстрадных композиторов второй половины ХХ века и одной только гениальной мелодией из «Шербурских зонтиков» увековечил свое имя.

Посмотрев премьерный спектакль, седовласый маэстро, поднявшись на сцену, трижды повторил: «Я счастлив!»

Маэстро любит вспоминать, что его дедушка был вынужден эмигрировать из Армении в 1915 году, спасаясь от турецкого геноцида, а бабушка была француженкой. Внук же стал одним из самых известных композиторов во всем мире. Написал музыку к 200 фильмам, трижды удостаивался высшей премии в номинации «Музыка в кино», получил три кинопремии «Оскар» и пять премий «Грэмми». Он еще и блистательный пианист — выпустил немало золотых альбомов, выступал с Фрэнком Синатрой, Шарлем Азнавуром, Оскаром Питерсоном, Барброй Стрейзанд, Лайзой Миннелли, Стиви Уандером и другими.

В нашей стране Леграна обожают. Он нередко приезжал к нам с оркестром, с сольными концертами, с сыном-музыкантом, с совместной с Тамарой Гвердцители программой. На Московском международном кинофестивале первым из иностранных деятелей был награжден премией «Золотой орел». Но, конечно, больше всего Легран известен как автор изумительной музыки к фильмам «Девушки из Рошфора» и «Шербурские зонтики».

В фильме «Шербурские зонтики» нет ни одного диалога — только пение. По сути это джазовая опера, состоящая из восхитительных мелодий, многие из которых стали шлягерами. Тем удивительнее было узнать, что столь потрясающая музыка «Шербурских зонтиков», как оказалось, обойдена вниманием театральных продюсеров. Этот пробел взялась исправить художественный руководитель петербургского Театра «Карамболь» Ирина Брондз. Несколько лет назад она по сути открыла новое направление: стала создавать театральные мюзиклы по мотивам популярных музыкальных кинолент. Так появились «До свиданья, Мэри Поппинс!», «Приключения Буратино», «Король-олень», «Человек-амфибия». Шаг за шагом петербургские артисты поднимались к несомненной вершине мирового значения — «Шербурским зонтикам». Получив благословение месье Леграна, решив все вопросы с правообладателями его музыки, «Карамболь» сумел вовлечь в свой проект настоящих профессионалов, причем не только из Петербурга.

Режиссером пригласили молодого, креативного Василия Бархатова, в свои 25 поставившего на сцене Мариинки четыре спектакля. Бархатов задумал отойти от бродвейских стандартов, сделав ставку на камерный, минималистский мюзикл. В роли художника-постановщика выступил Зиновий Марголин, поработавший и в Мариинке, и в МХТ имени Чехова. Вместе с Бархатовым они придумали уникальные декорации в виде вертикально вращающихся кругов. Намного интереснее зазвучал оркестр «Карамболя» под управлением Всеволода Полонского, молодого парижского дирижера, выпускника Санкт-Петербургской консерватории. В фильме у Леграна звучат 13 инструментов, а у «Карамболя» — 24, что привело маэстро в восторг. В оригинальные, стильные наряды одела героев мюзикла московский художник по костюмам Мария Данилова, работавшая с Марком Захаровым, Петром Фоменко.

В спектакле заняты молодые артисты из Петербурга и Москвы. Освоить непростую стилистику джазовой оперы им помогли мастер-классы по вокалу французской звезды, солистки ансамбля «Swingle Singers» Кристиан Легран (сестры композитора), что в 60-е исполнила в фильме «Шербурские зонтики» одну из вокальных партий, и ее концертмейстера Бенуа Урбэна.

Хотя музыка «Зонтиков» написана полвека назад, спектакль получился вовсе не ностальгическим, а стильным, актуальным. Четыре аншлага в летней серии дают надежду на осеннее продолжение…

Болеслав Соколов


Прямая речь

Мишель Легран:

— Действительно, мадам Ирина меня удивила! Сначала своим предложением, а затем уровнем актеров своего театра, уровнем режиссуры, оркестра.
Получился прекрасный мюзикл, совершенно самостоятельное произведение. Меня тронуло то, с каким тактом и любовью молодые артисты в России исполняют музыку, что родилась намного раньше их самих. Петербургские артисты омолодили мою музыку, за что я им очень благодарен. Они и меня вернули в те замечательные времена начала 60-х, когда я был молод да и весь наш мир преисполнен оптимизма и новых красок. Я еще раз убедился, что Россия — удивительная страна, где столько талантов, где так любят настоящую музыку, а не просто сходят с ума по американским стандартам, которые претят моей душе… В этот раз я приехал в ваш город совсем ненадолго, но уже этой осенью хотел бы вернуться, чтобы вновь увидеть этот замечательный спектакль, которому я предсказываю большое и долгое будущее.

↑ Наверх