Газета выходит с октября 1917 года Saturday 27 апреля 2024

«Мне нужны люди и их судьбы»

Театр им. Веры Комиссаржевской открывает сезон премьерой спектакля Александра Морфова «Мыльные ангелы». Художник Александр Горинштейн выстроил на сцене двухэтажную шаткую конструкцию, напоминающую одновременно советские коммуналки и шатры уличных артистов.

После Шекспира и Брехта Александр Морфов взял для постановки пьесу неизвестного в России кубинского драматурга Эктора Кинтеро «Мыльные ангелы» («Тощий приз»). Художник Александр Горинштейн выстроил на сцене двухэтажную шаткую конструкцию, напоминающую одновременно советские коммуналки и шатры уличных артистов. И в них поселилась вся молодая часть труппы, даже те, для кого нет ролей в пьесе, сами придумали себе персонажей, чтобы участвовать в спектакле. Но за каждым, даже бессловесным, персонажем стоит целая история.

На репетиции режиссер объяснял актрисе: «Мне нужны люди и их судьбы».

Мы пришли в театр накануне премьеры, за кулисами, как и всегда во время «морфовских» спектаклей, было шумно, многолюдно и весело.

Когда мы поднялись в актерское фойе, то застали там поистине драматичную картину: люди в старых потрепанных домашних халатах, выцветших платьях и поношенных штанах торопливо поглощали еду. Особенное внимание привлекало существо неопределенного пола в ярко-розовой маечке на бретельках и очень короткой юбке, в котором мы с удивлением узнали хорошо знакомого актера Юрия Ершова. Смущаясь, он одернул юбочку и пояснил: «Слишком короткая, сидеть неудобно!» Вот так, в спектакле Морфова, Юра познал, как непросто бывает женщинам выглядеть красивыми. Пестрая толпа галдела: кто-то разговаривал о своем, а кто-то тут же повторял текст, но весь этот гвалт перекрывал душераздирающий стон трубы. Это исполнительница главной роли — Илуминады — Маргарита Бычкова осваивала музыкальный инструмент. Через каждые несколько секунд актриса сбивалась и бежала звонить своему педагогу, чтобы он по телефону продиктовал, на какие кнопки нажимать. Вообще на репетициях у Александра Морфова атмосфера всегда не только творческая, но и слегка безумная, никакого академизма, полный полет фантазии, и постороннему человеку трудно понять, что там происходит. Невозможно поверить, что из этого балагана получится спектакль. Но он всегда получается. 

В «Мыльных ангелах» наравне со взрослыми актерами заняты и два юных дарования: четырехлетний Илья и семилетняя Маша. Надо сказать, что на сцене дети ведут себя дисциплинированно, иногда даже дисциплинированнее взрослых. Актеры то и дело отбегают куда-то по своим делам, пользуясь каждой паузой в творческом процессе, а маленькая Маша вежливо спросила у режиссера разрешения отлучиться в туалет. Вообще Маша — ученица театральной студии Сергея Бызгу, который играет здесь главную роль — Октавио, и на сцене она держится профессионально. Режиссер, обращаясь к первокласснице, обстоятельно, как взрослой, объясняет ее задачу, и актриса не подводит.

Маргарита Бычкова: Морфова люблю и ненавижу!

Если раньше спектакли Морфова были «мужскими», то «Мыльные ангелы» — «женский», тут главные героини — женщины: бывшая циркачка Илуминада и ее сестры. Поэтому в перерыве между репетициями мы заглянули в гримерную к Маргарите Бычковой и попросили ее рассказать нам о своей героине и о том, как ей работается с любимым режиссером. Рита отложила в сторону трубу, с которой упражнялась, и ответила на наши вопросы.

— В этом спектакле главный герой — это целый квартал для бедных, который называется «квартал ангелов», и там живут прекрасные, добрые и веселые люди, а среди них Илуминада, ее муж Октавио и сестра Магдалена. Моя героиня вырастила свою сестру, когда у них умерла мать, а однажды она пришла в цирк, увидела Октавио и влюбилась в него. Но Илуминада не любила цирк, она заставила мужа бросить его, потому что тот был болен, и они стали жить в «квартале ангелов». Начинается спектакль с того, что Октавио пытается покончить с собой… но что будет потом, я вам не расскажу, каждый должен прийти и посмотреть. Скажу только, что это грустная, но светлая история.

— А что в Илуминаде от тебя?

— Ничего и в то же время все. Ну не могу же я сказать, что я так же прекрасна, добра, великодушна и человечна, это же будет нескромно! Но на самом деле я очень люблю и людей, и жизнь. А после этой роли я стала задумываться над тем, что добро навязывать нельзя. Илуминада забывает, что делает добро для чужих людей, а ее семья страдает от этого. Для ее мужа и сестры все оборачивается трагедией.

— Ты как-то жаловалась, что устала играть клоунов. Эта роль драматическая?

— Я не понимаю, что такое драматическая роль, потому что в самом трагичном персонаже всегда существует юмор. А если играть драматическую героиню драматически, то это будет персонаж, про которого моя дочь в детстве говорила: «Таких женщин не бывает».

— Как тебе в этот раз работается с Александром Морфовым?

— Как всегда для меня это счастье! Для меня этот человек — гений, и это очень сложная, для меня во многом непримиримая и противоречивая режиссура. Как режиссера я Сашу очень люблю и… очень ненавижу. Но он уникальный человек, его не разгадаешь.

— Вы столько лет работаете одной командой, не устали друг от друга?

— Нет, потому что у меня уникальные партнеры, без них я никогда бы не осилила эту роль, мне было безумно страшно все это начинать. Когда Саша рассказал нам историю, моя первая реакция была: «Нет! Нет! Я это не могу сыграть! Вот есть замечательные артистки, они пускай и играют!» Но в какой-то момент победила вера в этого человека, я знаю, что он не бросит.

— Для этой роли тебе придумали костюм, в котором ты вдвое толще самой себя…

— Конечно, ведь Илуминада весит 150 килограммов!

—  А тебя это не пугает, не хочется быть красивой на сцене?

— А зачем? Я в жизни прекрасна. Это некрасивым артисткам на сцене надо быть красивыми, а красивой женщине на сцене можно побыть и безобразной.

↑ Наверх