Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Молотиловка

В Петербург прибывает десант нового пермского искусства, возникшего в одночасье в результате культурной революции, совершенной в одном отдельно взятом российском провинциальном городе художником Маратом Гельманом со товарищи. Везут живопись, музыкальный театр, драму. Продлится фестиваль «Культурный альянс «Пермь — Санкт-Петербург» с 9 по 20 ноября.

В целом в идее встряхнуть уснувший городок современным искусством достаточно экстремизма: культурная оккупация мало чем отличается от любой другой. Поэтому на провокационные заявления «революционеров» и министра культуры Пермского края театрального режиссера Бориса Мильграма о стремительном превращении Перми в культурную столицу страны тут же (то есть два года назад) появились лозунги «Гельман, вон из Перми!» Надо ли говорить, что Гельмана это не остановило.
Впрочем, финансовые вложения в культуру Пермского края москвичей и впрямь колоссальны. В здании Речного вокзала открыт Музей современного искусства. Одна из сцен центрального городского театра оснащена по последнему слову техники и превращена в филиал известного столичного театра «Практика» — «Сцену-Молот». Здесь проводится крупнейший фестиваль современного искусства «Территория». Так что людям, интересующимся радикальными формами культуры, жить стало определенно лучше и веселее. А остальным стоит попробовать относиться к экспериментам москвичей как к экспериментам.

Петербуржцам это сделать, конечно, легче — город у нас большой, места хватит на всех — тем более что современных пьес в городской афише по-прежнему нехватка, так что тут гости даже никого не потеснят. Похожая ситуация с современными операми и танцами, которые тоже везут. Что до драматических спектаклей, то за этот раздел проекта отвечает упоминавшийся уже театр «Сцена-Молот». У руля в нем Эдуард Бояков, известный российский культуртрегер, который в свое время придумал фестиваль «Золотая маска», а после — фестиваль «Новая драма», которому в итоге отдал предпочтение. Бояков — самый здравый из представителей театрального движения, несущего на знамени современные тексты и ищущего соответствующий им театральный язык. Результаты поисков петербуржцы, собственно, и увидят. Они — спорны, но по-своему любопытны.
На старой сцене Молодежного театра на Фонтанке соответственно 13 и 14 ноября будут показаны «Коммуниканты» Дениса Ретрова в постановке Владимира Агеева и «Чукчи» Павла Пряжко в постановке Филиппа Григоряна. Оба посвящены одной теме — девальвации слова и человеческой речи вообще в современном обществе. Будущих зрителей «Коммуникантов» стоит предупредить о таком количестве обнаженной натуры на сцене, что желающим все-таки вслушаться в текст придется закрыть глаза. Впрочем, проститутки-стриптизерши, которым бизнесмен примется жаловаться на непонимание, будут успокаивать его словами Чехова. Зрители «Чукчей» в свою очередь увидят перебинтованного оленя и чебурашку красного цвета, так что тексту Павла Пряжко — драматурга, не стесняющегося выражаться, но далеко не бездарного, — повезло гораздо больше.
Наконец, под завязку пермского мини-фестиваля будет показан премьерный «Дядюшкин сон» по повести Достоевского о том, как первая интриганка губернского городка Мордасова старается выдать дочь за князя-маразматика — 16 ноября на сцене «Балтдома». Эдуард Бояков (автор инсценировки), а также режиссеры Борис Мильграм и Филипп Григорян обещают невиданный прежде альянс классики и современного сценического языка, альянс водевиля и трагедии.


↑ Наверх