Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 20 ноября 2024

«Монстра» будут обсуждать

Проект Закона «Об образовании» может быть изменен до 1 февраля 2011 года

Вокруг Закона «Об образовании» идут бурные дискуссии уже лет шесть, не меньше — с тех самых пор, как задание на его разработку было утверждено правительством РФ. Пять лет «бодались» вокруг концепции нового закона и «технического задания» на его разработку и еще год — непосредственно по поводу содержания. Рабочая версия закона впервые в нашей стране прошла через широкое обсуждение (еще до закона о милиции-полиции),  однако шло оно в основном в профессиональной среде. В результате к проекту поступило более тысячи поправок, а сам текст сократился почти в два раза.

Однако и в этом виде проект выглядит достаточно сырым. Недаром президент приказал «вывесить» его для дальнейшей работы и обсуждения. Текст законопроекта будет доступен для комментирования на сайте zakonoproekt2010.ru до 1 февраля 2011 года.
Сегодня мы расскажем о некоторых положениях этого законопроекта — тех, что напрямую будут влиять на жизнь каждого человека, получающего в России образование.



Чудище обло, стозевно и...
Последнее слово добавить очень хочется, но прямого «лаяй» в тексте закона все же нет. Хотя от его применения завыть захочется наверняка многим. Ибо законопроект предполагает кардинальные перемены в образовательной системе России. Достаточно сказать, что впервые за последние 93 года он прокладывает путь к введению платного среднего образования. Путь, разумеется, не прямой — но не такой уж и тайный, чтобы народ не смог разобраться. Возможность введения оплаты «спрятана» в тексте законопроекта достаточно ловко.
Вычленить главное в тексте закона человеку «со стороны» — например, родителям или студентам, не слишком плотно знакомым с образовательной кухней, — тоже достаточно сложно. В основном — в силу величины документа. Почти 200 страниц убористого текста, около 140 статей, объединение в одном законе всех нормативов для всех образовательных уровней и учреждений — от детского сада до вуза и федерального исследовательского университета… Конечно, создателям виднее, но пользователям — в том числе обычным гражданам — наверняка проще было бы иметь дело не с одним «монстром», а как минимум с тремя законами, касающимися дошкольного, школьного и вузовского образования.
Переварить текст законопроекта мешает его перегруженность канцеляризмами, через которые приходится буквально продираться. Понятно, что юридический язык имеет свои особенности и применяется для исключения двойного толкования. Но все же специалисты из сферы образования вполне могли бы использовать «великий и могучий» русский язык более удобным для понимания образом.




А «платно» — в уме
Проект закона содержит массу привлекательных принципов. Общедоступность, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам «клиента», гуманизм и свободное развитие личности, светскость и запрет на дискриминацию... Однако есть в этом законопроекте и опасные для нашего кошелька пункты.
Так, почти во первых строках указан один из главных принципов организации образования в России — сочетание государственного и договорного регулирования отношений. Договоры могут заключаться между учениками — от дошколят до студентов — и образовательными организациями или педагогами-индивидуалами.
Прямого указания на платность последней ступени школьной учебы в проекте нет. Но лазейка для осуществления такой возможности, на наш взгляд, все же сохраняется. Хотя реверансы рассыпаны по всему тексту. Так, указано, что образовательная деятельность, приносящая доход, не может быть осуществлена взамен и в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Образовательные организации обязаны быть некоммерческими. Но работать могут как безвозмездно, так и за плату — при условии, что все получаемые средства будут направлять на образовательные цели. Индивидуальные предприниматели, педагоги-индивидуалы также вправе учить — но без лицензии. При этом они обязаны зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей. Это относится, кстати, и к репетиторству.




Забота и поощрение
Несомненные достоинства законопроекта — гарантии получения любого вида образования для лиц с ограниченными возможностями. Забота об осуществлении их права на образование должна сопровождать таких граждан с самых первых лет жизни. Им гарантированы условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. При этом школы, садики и вузы не вправе отказаться от таких учеников. Они обязаны обеспечить им необходимые условия для организации коррекционной работы.
Забота о слабых не препятствует заботе о сильных и талантливых, о том, чтобы им были созданы оптимальные условия развития. Для талантливых детей предусмотрены спецшколы и государственные стипендии, включая стипендии для обучения за рубежом. Ну а пока порядок их предоставления будет «вариться» в недрах правительства РФ, талантливые дети (и их родители) могут требовать создания для них индивидуального учебного плана — включая ускоренное обучение.


Стандарт — раз в десять лет
Широкая общественность слабо представляет себе, что такое федеральный государственный стандарт. Однако ответственным мамам и папам, перед тем как отдавать ребенка в школу, вскоре нужно будет внимательно изучать и сами стандарты, и программы той школы, куда они поведут ребенка, — на предмет их соответствия. Стандарт — это государственные требования:
 к структуре основных образовательных программ;
 к соотношению частей программы и их объему;
 к соотношению обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
 к условиям реализации программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
 к результатам освоения программ (за исключением дошкольного образования).
Федеральные государственные образовательные стандарты будут утверждать не реже одного раза в десять лет. Учебники в рамках исполнения федерального стандарта предоставляются бесплатно. По дополнительным программам — за плату.
Кроме стандартов к профессиональным образовательным программам будут приняты федеральные государственные требования. Это относится к средним специальным и высшим учебным заведениям, которые дают дополнительное профессиональное образование.


Дошколятам повезет?
Законопроект обещает, что каждый дошкольник получит право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование. Как этому будет способствовать дефицит мест в детских садах — непонятно, однако закон есть закон. Правда, в тексте законопроекта указано, что дошкольное образование может быть предоставлено как в садиках, так и на дому. Так что вполне возможно, что в данном случае имеется в виду «семейный» образовательный ресурс. Про доплату мамам или няням за обеспечение образовательного дошкольного стандарта в домашних условиях в законопроекте ничего не говорится.

Лицензии и аккредитация
Право учить возникает у организации с момента получения ею лицензии. Лицензия будет даваться бессрочно.
Форм образовательных организаций предусмотрено пять: государственное, муниципальное, бюджетное, частное учреждения и автономная некоммерческая организация.
Через год после выдачи лицензии обязательна выездная проверка лицензиата. Перед государственной аккредитацией проводится самообследование, потом — аккредитационная экспертиза. Аккредитация каждой образовательной дисциплины действительна 6 лет. Только после аккредитации учебное заведение (в том числе негосударственное) вправе выдавать аттестат или диплом государственного образца.


Каждый на свой лад?
Судя по декларациям, содержащимся в законопроекте, содержание образования нам обеспечат на высшем уровне. Потому как именно оно признано «определяющим фактором экономического и социального прогресса общества». Во всяком случае нам грозят обеспечить высокую культуру, современную картину мира, духовно-нравственные высоты — и только где-то в конце удовлетворение потребностей экономики и социальной сферы в высококвалифицированных рабочих и специалистах.
Критерием качества и «количества» образования по новому законопроекту становится федеральный образовательный стандарт. Соответствующий стандарт должен быть разработан для каждого предмета и периода обучения. Пока, правда, в наличии только стандарты для начальной школы — и то к ним много вопросов. Но через два года, возможно, все нужные стандарты окажутся в наличии. Стандарт станет основой государственного заказа — задания, которое будет оплачиваться из бюджета.
 Образовательные стандарты должны быть воплощены в образовательных программах. Каждый садик, школа и вуз вправе разрабатывать и утверждать программы самостоятельно.
Программы всех ступеней «общего» образования — от садика до выпускного класса средней школы — должны быть преемственными. Определенным критерием для их единства в разных учебных заведениях должны стать некие «зачетные единицы», или «кредиты». К финансам это понятие в данном случае не относится. Так называются нормативные сроки освоения основных образовательных программ или объем основных профессиональных образовательных программ. Они обязательны для учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, и определяются федеральными государственными образовательными стандартами. Возможно, это как-то поможет нивелировать разницу программ при переводе ребенка из одной школы в другую.
Чтобы школам было легче, Минобразования и науки разработает на основе госстандартов примерные основные образовательные программы соответствующих уровня и направленности. На уровне субъекта Федерации в них можно будет внести региональную компоненту. В примерных программах будут базисный учебный план, программы учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей и иные методические материалы. Перед утверждением все это будет отдано на экспертизу, а потом — включено в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся общедоступным государственным информационным ресурсом.
 Все примерные программы будут носить исключительно рекомендательный характер.
Помимо основных будут созданы и дополнительные общеобразовательные программы. Надо понимать весь этот процесс таким образом, что тем самым весь образовательный «массив» будет поделен на два сектора — бесплатный и потенциально платный.




Кого-то научат, кого-то накажут
В законопроекте содержится система мер наказания нерадивых учеников и… нерадивых учебных заведений. К ученикам, нарушающим дисциплину, могут быть применены три вида наказания — устное замечание, выговор и отчисление. Право выбора — за учебным заведением. Меры наказания определяются уставом.
Правда, по Закону «Об образовании» к дисциплинарной ответственности могут быть привлечены лишь ученики старше 14 лет. Ну а отчислить ребенка школа вправе только с возраста 15 лет. И то лишь в том случае, если он не сидел во второгодниках и успел к этому возрасту освоить основное общее образование (то есть закончил 9 классов). Отчисление запрещено во время болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком (последнее, разумеется, относится уже к вузам).
Родители при этом также имеют право вмешаться. В том числе — ходатайствовать перед органами управления учебных заведений и перед надзорными органами о проведении дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных организаций, нарушающих и ущемляющих права обучающихся.
Со своей стороны учебное заведение обязано возместить ущерб, причиненный ученику или студенту некачественным образованием.
Ущербом считается вред, причиненный из-за существенного невыполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных программ, учебных планов, в части структуры основной образовательной программы, минимума содержания дополнительной профессиональной образовательной программы, количества и продолжительности учебных занятий, предусмотренных учебным планом.
В дальнейшем возмещение ущерба возможно за счет… обязательного страхования гражданской ответственности учебного заведения.
В счет возмещения ущерба ученик вправе требовать повторного обучения в той же или другой образовательной организации или выплаты денежной компенсации. А также полного возмещения убытков и морального вреда. Разумеется, все это будет возможно по решению суда.


Самостоятельность и информация
Один из приоритетов нового закона — информационная открытость всей системы образования. Каждое учебное заведение должно иметь свой открытый и общедоступный информационный ресурс. На сайте должны быть полные сведения об организации — от ее структуры до персоналий педагогов с указанием уровня их образования и квалификации; от содержания образовательных программ до числа учеников, обучаемых за счет бюджета и на платной основе; от оснащенности образовательного процесса до питания и медобслуживания. И разумеется, копии лицензии, свидетельства об аккредитации, устава, плана финхоздеятельности или бюджетной сметы образовательной организации. Обязательно также раз в год публиковать… отчет о результатах самообследования.
Все образовательные учреждения становятся полностью самостоятельными в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, в разработке и принятии локальных нормативных актов.


Права педагогов
Учителям и педагогическому сообществу в целом гарантированы так называемые академические права и свободы: свобода преподавания и обсуждения, проведения исследований, распространения их результатов, свободное выражение своих мнений, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность. Свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, методов, способов и приемов обучения, воспитания и оценки освоения обучающимися программ учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей. Свобода на авторские программы, на выбор учебников, на участие в разработке образовательных программ... Есть даже свободное право участия в управлении и право на платное репетиторство — правда, в нерабочее время и вне стен «своего» учебного заведения.
Рабочая неделя педагогов — 36 часов. В нее входят не только уроки/лекции, но и индивидуальная работа с учениками, методическая, подготовительная, организационная, диагностическая работа... Соотношение учебной нагрузки и иных видов педагогической работы в пределах 36-часовой рабочей недели устанавливается учебным заведением на один учебный год.
Помимо прав на длинный отпуск и на «книжные» деньги педагоги получают право на повышение квалификации за счет средств работодателя не реже одного раза в пять лет. А также — на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы;
Служебное расследование нарушений педагогом норм профессионального поведения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме.


↑ Наверх