Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 июля 2024

Музыка ощущений в таблицах

До 30 марта в Музее русского авангарда (Доме Матюшина) — выставка «Группа КОРН. 1930. М. В. Матюшин и ученики».


Только не путайте КОРН с американской метал-группой «Korn» — одно к другому не имеет никакого отношения. КОРН означает «Коллектив расширенного наблюдения»: группа, одно из поздних авангардных объединений (вскоре развитие авангардного искусства в нашей стране на несколько десятилетий прекратится), была организована Михаилом Матюшиным, и членами ее стали ученики художника — тогдашние студенты ВХУТЕМАСа (так называли Академию художеств). Десять лет он изучал вместе с ними проблемы цвета, итогом стала выставка в Центральном доме Союза работников искусств (ныне — Дом актера) в марте — апреле 1930 года. «Можно сказать, что выставка прошла блестяще, — писал Михаил Матюшин. — Так как выставка не открытая, то есть не для широкой публики, то результат удивительный, так как на ней перебывало более 2000 народу». На фотографиях — счастливые лица Матюшина и его учеников, которые радостно позируют, компонуясь в живописные группы…
Некоторые думают, что авангардное искусство — нечто вызванное лишь желанием соригинальничать. Но Михаил Матюшин и его единомышленники были не легкомысленными «эпатажниками», а серьезными исследователями. Матюшин считал, что художник способен воспринимать окружающий мир сразу на 360 градусов и отражать увиденное в своих произведениях. Метод, получивший название «расширенное смотрение», выразился в цветовых таблицах, созданных Матюшиным вместе с одной из учениц, Марией Эндер. Впервые выставлены все таблицы, демонстрирующие различные оптические эффекты. Кстати, одно время при окраске зданий в Ленинграде применялись именно цветовые разработки Матюшина. А еще мы увидим на выставке современные реконструкции некоторых наглядных пособий, придуманных Матюшиным: передвижной спектр, цветные параллелепипеды и пирамиды — на фоне белой стены они, если несколько раз закрыть-открыть глаза, начинают постепенно искривляться, приобретать иную форму…
«Радостно, что картины Матюшина вернулись к нему домой, — сказала на церемонии открытия старший научный сотрудник Музея петербургского авангарда Наталья Нассонова. — Надо помнить, что Матюшин — не ученый, а художник, и его таблицы — такие же произведения искусства, как и картины». Сам Матюшин в ответ на возможные высказывания на тему «цвет лучше изучать не с помощью человеческих глаз, а с помощью оптических приборов» возражал: «Мы… получаем их (результаты наблюдений. — Т. К.) в постоянно изменяющейся и изменяемой, в пространственной богато насыщенной среде, в которой постоянно играет музыка всевозможных ощущений, запах скрещивается со звуком и осязанием, вкус с обонянием и зрением. Вот этот-то комплекс сложных реакций, сидящий в нашем резонаторе и постоянно тончайшим образом их определяющий, нам не может дать ни один физик в мире, в противном случае физика стала бы сама на место искусства».
9 и 10 декабря в Доме Матюшина будет работать конференция «Цвет в искусстве авангарда». Можно будет и поучаствовать, и послушать.

 

Татьяна КИРИЛЛИНА, фото автора

↑ Наверх