Мы молоды и в шестьдесят!
Всю минувшую неделю чиновники и депутаты спорили, надо ли повышать пенсионный возраст в России. О том, что такая мера необходима, заявил в радиоинтервью замминистра финансов Сергей Шаталов.
Всю минувшую неделю чиновники и депутаты спорили, надо ли повышать пенсионный возраст в России. О том, что такая мера необходима, заявил в радиоинтервью замминистра финансов Сергей Шаталов. По его словам, в настоящее время на 60% финансирование выплат текущих пенсий осуществляется за счет дотаций федерального бюджета: собственных средств у Пенсионного фонда РФ просто недостаточно. Это тяжким бременем ложится на российскую экономику.
Предложение замминистра вызвало резкую реакцию со стороны председателя Госдумы Бориса Грызлова. «До 2020 года эту тему вообще поднимать нельзя», — заявил он. Возможность увеличения пенсионного возраста, по мнению лидера «Единой России», напрямую связана с ростом продолжительности жизни россиян. Если к 2020-му будут достигнуты соответствующие результаты по данному показателю, тогда можно будет думать и о повышении пенсионного возраста, считает Борис Грызлов.
Как известно, Петербург один из самых «старых» мегаполисов России. Число жителей, которым перевалило за пятьдесят, составляет около сорока процентов населения города, поэтому тема повышения пенсионного возраста для петербуржцев особенно актуальна. Корреспондент «Вечернего Петербурга» обратилась к главному геронтологу города, члену-корреспонденту РАМН, доктору медицинских наук, профессору Владимиру Хавинсону. Приводим его точку зрения на данную проблему.
— Сегодня официально принято считать, что пожилой возраст приходится на период 65 — 74 года, старческий — на 75 — 89 лет. А 55 — 65 лет — это средний возраст. То, что наши женщины должны выходить на пенсию в 55 лет, — неправильно. Нигде в мире такого нет. На пенсию в Европе мужчины и женщины выходят примерно в одном возрасте — обычно в 65 лет. В 55 человек еще относительно молод. А наши женщины получают пенсионное удостоверение, где написано: «пенсия по старости». Какая же это старость! Старческий возраст, как я уже сказал, начинается после 75 лет.
Возьмите, к примеру, нашего губернатора. Она всем показывает пример, как надо работать. Она энергична, деятельна, прекрасно выглядит. Понятно, если человек работает на вредном производстве, тогда, конечно, пенсия должна быть раньше. А люди, которые трудятся в области управления, образования, науки, культуры... Для них вообще такое понятие, как «пенсионный возраст», не имеет смысла. Средний возраст члена-корреспондента Академии медицинских наук России — 68 лет, а академиков — 72. И они все — активные люди.
Или возьмем образование. Преподаватель должен обладать опытом, в том числе и жизненным. Македонский потому и стал великим полководцем, что его учил Аристотель, которому было не двадцать и не тридцать лет. Поэтому я считаю, что увеличение пенсионного возраста абсолютно необходимо. В первую очередь в интересах самих людей. Как сделали на Украине? Человеку исполняется 60 лет, и он имеет право написать заявление на пенсию. Если он не пишет такое заявление и работает дальше, то не считается пенсионером. Такая система экономит деньги пенсионного фонда, их можно использовать на увеличение пенсий и пособий малоимущим. Это выгодно государству. Поэтому я считаю, что государственная пенсионная реформа должна начинаться с увеличения пенсионного возраста женщин до 60 лет, мужчин — до 62.
Более того, надо активнее привлекать пожилых людей к управлению государством. Помните, в СССР был совет старейшин? Или возьмем древнегреческое государство Спарту. Там был совет геронтов. Это были люди пожилого возраста, которые принимали все законы этой страны. Геронты могли отклонить решение царя. Это был высший государственный орган, поэтому Спарта и процветала. И в нашей стране, считаю, тоже нужен совет старейшин. Он должен состоять из людей, которые пользуются авторитетом у граждан, и принимать решения не в интересах одной партии, а в интересах общества. Это должны быть люди, независимые от власти. А во власти должны быть и молодые люди, и люди среднего возраста, и пожилые. В равных пропорциях. Это позволит обществу гармонично развиваться, избегать опасных социальных перекосов, которые у нас, к сожалению, есть.
Что же касается увеличения продолжительности жизни, то напрямую увязывать с этим показателем увеличение пенсионного возраста, считаю, неправильно. И вот почему. В России мужчины, как известно, живут в среднем 60 лет, женщины — 72. Однако, вычисляя показатель средней продолжительности жизни в нашей стране, статистики берут в расчет и тех, кто погиб в автокатастрофах, и тех, кто умирает от алкоголизма или наркомании. Когда все эти данные складывают и делят, то получается, что в России в среднем мужчины доживают всего до 60 лет. Но если отбросить социальную составляющую, то биологическая длительность жизни в нашей стране примерно такая же, как и в развитых странах. Например, мы проводили исследования в Московском районе Санкт-Петербурга, и получилось, что женщины в среднем там живут до 82 лет, а мужчины — до 74. Почему? Потому что этот район в основном населяет интеллигенция. Мало коммунальных квартир, очень мало алкоголиков, наркоманов, низкая преступность. Поэтому, несомненно, надо принимать радикальные меры по оздоровлению нации — физическому и морально-нравственному, но это никак не связано с пенсионной реформой.
Комментарий
Женщин после пятидесяти на работу принимать не хотят
Ангелина Кузнецова, преподаватель Петербургского филиала ГУ «Высшая школа экономики»:
— У нас пока уровень и качество жизни ниже, чем в Европе, а средняя продолжительность жизни мужчин едва достигает 60 лет. И если повысить пенсионный возраст, многие мужчины до него просто не будут доживать. Другая проблема. Женщинам после сорока пяти — пятидесяти лет, которые лишились места из-за кризиса или по другим причинам, и сегодня уже трудно найти работу. Работодатели просто не хотят их принимать. И если женщина в таком возрасте теряет работу, она вообще остается без средств. Некоторые мои знакомые с началом кризиса оказались в таком положении. При повышении пенсионного возраста эта группа населения (женщины после пятидесяти) увеличится, и для государства будет большой проблемой обеспечить ее работой или хотя бы пособием по безработице. К тому же во время кризиса безработица у нас, как известно, выросла, и без работы остаются даже молодые, образованные люди.
Если правительство все же решится на такой шаг, как повышение пенсионного возраста, то он должен быть хорошо продуман. Реформаторы должны учесть все социальные последствия.
В последние годы мы неоднократно становились свидетелями не до конца продуманных реформ, которые провоцировали социальные волнения. Так произошло, например, после введения монетизации льгот. Повышение пенсионного возраста должно стать завершением пенсионной реформы, о которой так долго говорят чиновники, а не ее началом. Понятно, что эта мера в настоящий момент отвечает интересам правительства, но реформы должны осуществляться не только в интересах правительства, но и в интересах граждан.
Фото Натальи ЧАЙКИ