Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 23 июля 2024

Мы сидим в поезде авангарда

До 26 апреля в Музее петербургского авангарда (Доме Матюшина) открыта выставка петербургского художника Сергея Ковальского «Трансгеометрия памяти».

До 26 апреля в Музее петербургского авангарда (Доме Матюшина) открыта выставка петербургского художника Сергея Ковальского «Трансгеометрия памяти». 

  
               

Сергей Ковальский — художник-нонконформист, участник и организатор квартирных выставок ленинградского неофициального искусства в 1970-е, один из создателей ТЭИИ — Товарищества экспериментального изобразительного искусства — и творческой группы художников «Пятая четверть» в 1980-е. В 1997 году совместно с Евгением Орловым создал Музей нонконформистского искусства на Пушкинской, 10. 

И вот — одно из соединений классического русского авангарда и нашего, современного: выставка в Доме Матюшина. В экспозиции представлены работы из циклов «Супремы» и «Память». «Супремы» — вроде бы продолжение поисков Малевича по пересозданию геометрии пространства. Но при этом одна из картин своеобразно «продолжается» в нашем мире: линия ведет за границы полотна, и из нее вырастает… трогательный цветной флажок, детская игрушка. «Пространство космореальности внутри нас и снаружи, и оно геометрично» — так объясняет свой подход к супрематизму сам Сергей Викторович. Малевич когда-то назвал супрематизм «системой твердой, холодной, без улыбки». В интерпретации Ковальского четкие формы супрематизма обретают новое содержание — иногда с помощью юмора, иногда с помощью лирики. Свое направление художник называет «метаэлементализм — продолжение супрематизма преодолением его».

Лучше всего это видно на примере серии «Память». Художник создает композиции из собственных старых фотографий: семейные посиделки, прогулки по лесу и по городу, рыбалка, путешествия во Псков... Каждый кадр дополняется супрематическими кругами и линиями, и они вдруг обретают конкретное значение: соединяют или разделяют персонажей, приковывают внимание к определенному фрагменту кадра, а там, где есть церкви, в пространстве возникают дополнительные кресты. Некоторые фотографии заключены в рамки с узором, напоминающим старые обои, что рождает дополнительный, «домашний» эффект.  

Особое место в экспозиции занимает картина «Посвящение М. Матюшину» (2003), которую Сергей Ковальский передал в дар Музею истории Санкт-Петербурга: в пространстве, пересекаемом лучами, ввысь, в горнюю сферу поднимается некий деревянный объект, похожий на крылатое существо. Тут одновременно и использование природных форм (кусок дерева явно был найден в лесу), и геометризация пространства, и тема полета духа.

На вопрос, есть ли смысл в наше время возвращаться к поискам русского авангарда, не поздно ли, художник ответил: «Поезд не мог уйти без нас — мы сидим в нем. Только обратившись к исходным земным стихиям — огонь, вода, земля, воздух, эфир, — можно подняться до точки зенита, чтобы обозреть космореальность. В общем, это личная проблема каждого индивидуума. Здесь — моя».

 

Татьяна КИРИЛЛИНА, фото автора

 

 

↑ Наверх