Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Мы увидим решетку ХVIII века

В конце года Невские ворота Летнего сада вернутся на свое место в прежнем виде. А пока корреспондент «ВП» Наталья Шкуренок разузнала, как продвигается реконструкция знаменитой ограды.

В конце года Невские ворота Летнего сада вернутся на свое место в прежнем виде. А пока корреспондент «ВП» Наталья Шкуренок разузнала, как продвигается реконструкция знаменитой ограды.

Легенды и мифы царского огорода

По плану реставрации и реконструкции Летнего сада знаменитой фельтеновской решетке вернут ее первоначальный облик. А это значит, что будут восстановлены в том виде, в каком были задуманы, трое ворот — малые, или боковые, и большие — центральные. Для этого уже заново переставили — «перекатили» гранитные колонны, и теперь в череде колонн снова восстановлены три проема под ворота, которые ориентируются на трехлучевую планировку Летнего сада: сюда, к берегам Невы, по замыслу Петра Первого, выходили три аллеи сада, создавая всему Царскому огороду строгий, математически выверенный облик, соответствовавший тогдашней моде на регулярные сады и парки.

Но в России даже самая строгая математика легко уживается с фантазиями и мифами, Летний сад всю жизнь, с момента рождения, сопровождали легенды и досужие вымыслы. Не избежала этой участи и фельтеновская решетка.

Один из самых устойчивых мифов — что, мол, Екатерина Великая приказала поставить эту решетку исключительно для того, чтобы скрыть от посторонних глаз разрушения в саду после наводнения 1777 года.


Вот так будет выглядеть знаменитая ограда Летнего сада после завершения реконструкции (вы видите перед собой компьютерную графику).


Егоров, Фок или Фельтен

Как утверждают специалисты — историки, реставраторы, — эта молва, конечно же, не соответствует реальности. В первую очередь потому, что решетку собирались строить за несколько лет до этого разрушительного наводнения. К тому же даже после «водяного погрома» сад восстанавливали.

Что касается решетки со стороны Невы, то ее строительство было вызвано острейшей необходимостью: город рос, и ему, как сказали бы сегодня, требовались новые транспортные развязки и коммуникации — нужно было устроить сквозной проезд по набережной вдоль Невы. Так и появилась на этом участке мощенная камнем набережная, а чтобы не оставлять Летний сад без присмотра (не надо забывать, что тогда это была собственность императорской семьи, а не общедоступный парк, каким его привыкли считать мы), императрицей было отдано распоряжение о строительстве ограды.

Авторство знаменитой решетки — тоже одна из загадок и легенд. Ее называют фельтеновской, хотя известно, что чертежи выполняли также и Петр Егоров, и Иван Фок (всего известно 11 чертежей решетки). Авторство приписывалось и Ринальди, и Баженову, и другим известным архитекторам. Некоторые специалисты и сейчас уверены, что автором был либо Егоров, либо Фок, а Фельтен лишь ставил окончательную подпись на документах.


Старинные чертежи ограды выполнены в натуральную величину, поэтому Николай Иванов, главный архитектор проекта реставрации Летнего сада, показывает их на полу.

 

На этом эскизе изображен вензель Екатерины Великой.


Старые новые ворота с вензелем императрицы

Кем бы ни был автор решетки, но перед современными специалистами, которые сейчас, в начале XXI века, занимаются реставрацией и реконструкцией Летнего сада, встала непростая задача. Дело в том, что решетка со стороны Невы за свою историю претерпела несколько серьезных изменений. Первое произошло в 1867 году, при строительстве гранитной часовни на месте покушения на Александра II — тогда главные ворота были убраны, а вместо них поставили часовню. В 1931 году, уже при советской власти, было решено убрать часовню и восстановить ворота — но их не нашли. Тогда из малых, боковых ворот соорудили центральные, дополнив их до нужных размеров сделанными заново элементами. А теперь всей решетке будут возвращать исторический вид.

На сегодня уже сделана новая, она же старая, расстановка колонн, подготовлены места под установку малых и главных ворот.

— Эти чертежи относятся ко времени создания решетки, — Николай Иванов, главный архитектор проекта реставрации Летнего сада, раскладывает на столе альбом с подборкой чертежей и рисунков. — Вот большие ворота, они отличались от малых шириной, при этом створки ворот идентичны на всех трех. Но на больших воротах добавляются узкие боковые секции, а также — более развитое, фигурное навершие.

Вот это самое навершие и стало основной «болевой» точкой в работе над проектом ворот: четкого чертежа или до миллиметра выверенного рисунка навершия не существует. Зато есть несколько художественно выполненных вариантов, в одном из которых был, например, вензель Екатерины Второй. Но от него потом отказались. Сейчас архитекторы остановились на изображении ажурной вазы, украшенной букетом цветов из бронзы — все окончательные чертежи выполняются в натуральную величину, и чтобы их рассмотреть, приходится раскладывать листы на полу.

— Сложность в том, что архитектор XVIII века не рисовал шаблоны, — рассказывает Николай Иванов. — Как правило, это были эскизы, то есть более творческие рисунки, а не чертежи. Потом мастер вместе с архитектором выполнял модель в натуральную величину, на которой они окончательно отрабатывали все элементы. Мы сегодня привыкли, что бумажный чертеж дает сто процентов информации, а тогда это было только общее решение, которое в ходе работы над моделью уточнялось. И очень многое зависело от мастера — как он лепил, как понимал форму.

Уже готовы отдельные элементы бронзовых украшений для ворот, часть элементов подготовлена для литья: их сначала будут лепить в пластилине, потом переведут в воск, методом воскового литья будут отливать в бронзе и в финале — золотить.

Фото автора

↑ Наверх