Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 9 июля 2024

На деревню, к дедушке

До 1 августа Центральный выставочный зал «Манеж» приглашает на выставку «Деревня художников: Творческие мастерские. Коломяги. Озерки. Шувалово».

Впервые за четверть века Санкт-Петербургское творческое объединение «Деревня художников» представляет в Манеже масштабную выставку лучших работ.
Для тех, кто не знает: во второй половине ХХ века некогда процветавшее дачное место (именно здесь Блок написал свою «Незнакомку») пришло в запустение, и с 1980-х ничьи дачные домики несколько тогда еще ленинградских художников заняли под мастерские. С тех пор состав участников менялся неоднократно, но костяк оставался: Виктор Данилов, Дмитрий Каминкер, Лев Сморгон, его дочь Марина Спивак и зять Александр Позин, Леонид Колибаба, Олег Жогин и многие другие. Удивительно, но художников из их деревни не только никто не гнал, наоборот — многие мастерские взяты под охрану государства.
«Деревня художников» — это еще и ежегодные симпозиумы, выставки и фестивали. Кстати, параллельно с манежной выставкой там, на месте, до 30 июля проходит очередной «Фестиваль мастерских» (расписание на www.ozerki.spb.ru). 
Заместитель председателя  комитета по культуре Александр Платунов на церемонии открытия в Манеже сказал: «Замечательно, что уже двадцать пять лет существует это неформальное объединение, дающее нам ощущение свободы». А заведующая сектором скульптуры Русского музея Елена Василевская назвала «Деревню художников» экологической нишей.

«Вообще это аморфное, непонятное образование, — объясняет скульптор Дмитрий Каминкер, председатель правления ТО «Озерки — Деревня художников». — Художникам очень сложно объединиться: каждый художник — это целый дом. И у нас не колхоз и не совхоз, а просто деревня…» А еще Дмитрий Давыдович посетовал, что очень сложно было везти тяжелые и объемные произведения (на выставке больше всего скульптуры), и добавил, что «Деревня» вряд ли еще раз решится на такой подвиг.
Метафору делает зримой настоящая трава, скрывшая на время мраморный пол первого этажа. Это такой рулонный газон, ходить по нему можно, только сняв обувь: ступаешь босыми ногами по траве и рассматриваешь арт-объекты, расставленные на газоне, как на скатерти-самобранке. Скульптуры признанных мастеров — Льва Сморгона, Гели Писаревой, Дмитрия Каминкера, Виктора Данилова (часть из них находится в собрании Русского музея) — соседствуют с работами молодых авторов. Эта часть экспозиции называется незамысловато — «Завтрак на траве».
На стенах на первом этаже —  стенды с фотоотчетами о прошлых акциях и выставках, фотографии осуществленных и неосуществленных проектов по изменению городской среды (причем не только петербургской, но и иногородней, и даже иностранной).
Второй этаж Манежа разбит на «домики» — художники создают «портреты» своих мастерских. Создают сами — с помощью своих творений — и с участием друзей: фотографируют и пишут интерьеры мастерских друг друга, портреты друг друга за работой.
Хотя у художников-«деревенщиков» нет никаких эстетических программ и манифестов, все равно объединяющие факторы есть: свободный поиск формы, отсутствие агрессивности, а также использование только традиционных (читай — экологически чистых) материалов: камня, металла, дерева, холста.

 

Татьяна КИРИЛЛИНА

↑ Наверх