На это в раю бы посетовали, а в аду расхохотались бы
В Музее Набокова состоялась презентация книги набросков последнего романа великого писателя «Лаура и ее оригинал». Выход этой книги сопровождался мировым скандалом и ажиотажем, который специалисты по творчеству Набокова сравнивают со скандалом, разразившимся некогда вокруг «Лолиты».
В Музее Набокова состоялась презентация книги набросков последнего романа великого писателя «Лаура и ее оригинал».
Выход этой книги сопровождался мировым скандалом и ажиотажем, который специалисты по творчеству Набокова сравнивают со скандалом, разразившимся некогда вокруг «Лолиты».
«Лауру» Набоков начал писать в последние годы своей жизни, будучи тяжело больным, и, как известно со слов его семьи, просил уничтожить рукопись, если он не успеет ее завершить. Это было связано с тем, что Набоков не отдавал в печать недоработанные вещи. Как в частной жизни он никогда не выходил к людям в домашнем халате, так никогда не выставлял на всеобщее обозрение тайны творческого процесса. Текст, который он успел написать, занимает 138 библиографических карточек, то есть всего около 60 книжных страниц. И как утверждают специалисты, это даже не главы романа, а лишь обрывки замысла, не связанные между собой.
Вера Набокова, вдова писателя, не смогла выполнить его волю и уничтожить карточки с записями «Лауры». Когда она скончалась, рукопись перешла к их сыну Дмитрию Владимировичу.
Он долго не мог решить, как поступить с этими набросками романа. Чем больше проходило времени, тем немыслимее казалось уничтожить последнюю рукопись великого писателя. Свое намерение все-таки нарушить волю отца и опубликовать «Лауру» Дмитрий Владимирович объясняет в предисловии к русскому изданию набросков: «Не думаю я, что отец или его тень были бы против того, чтобы «Лаура» была пущена на волю, раз уж она прожила под шумок времени так долго. Прожила не без моего участия, вызванного не легкомыслием или расчетом, но действием иной силы, которой я не мог противиться. Порицания ли я заслуживаю за это или благодарности?»
Думаю, что читатели и ценители творчества Набокова ответят на этот вопрос единодушно: Дмитрий Набоков сделал нам всем большой подарок, дав возможность открыть новую страницу в творчестве своего отца.
В Америке «Лауру и ее оригинал» выпустили в виде кляссера с карточками, и каждый читатель может «поиграть в Набокова», пытаясь из разрозненных страниц сложить роман, потому что как замыслил его сам писатель — остается тайной. В русском издательстве «Азбука» «Лаура» вышла в двух вариантах: одно — «карманное», предназначенное для массового читателя, а другое — подарочное, ориентированное на серьезных знатоков и ценителей творчества Набокова. В это издание помимо русскоязычного текста вошли еще факсимиле карточек, под каждой из которых англоязычная расшифровка. То есть русские читатели также могут прочесть «Лауру и ее оригинал» в оригинале и сами попытаться создать свою версию романа.
Комментарий
Мнения литературоведов относительно художественной ценности этого текста неоднозначны. Доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы СПбГУ Борис Аверин на презентации книги высказался так:
— Осталось 138 карточек, на которых больной Набоков карандашом пытался что-то записать. Называть это романом или даже наброском романа — преувеличение, это попытка творчества в очень тяжелом физическом состоянии. Эти карточки не соединяются никак, потому что, по своему обыкновению, Набоков писал сцены не по порядку, а из разных мест: то первую главу, то пятую. И потому, когда меня студенты спрашивают про новый роман Набокова «Лаура», я отвечаю, что нет нового романа, есть наброски, и иногда в них проблескивают набоковские искры, но далеко не всегда. Героиня не вырисовывается ни в какую Лауру, представить ее невозможно, известно только, что ей 25 лет, но временами голос Набокова звучит. Но удивительно и прекрасно то, что к публикации этих 138 карточек в мире возник огромнейший интерес, во всех странах, в прессе и по телевидению говорят о «Лауре», кто-то «за», а кто-то «против», разгорелся огромный спор. И в том, что все снова говорят о Набокове, есть что-то хорошее, несмотря на нарушение воли автора. А я бы процитировал самого Набокова, фразу из первых карточек «Лауры»: «На это в раю бы посетовали, а в аду расхохотались бы». Я думаю, что на выход этой книги в раю посетовали, а в аду расхохотались.