Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 25 декабря 2024

На машинистов наденут браслеты

На машинистов Октябрьской железной дороги в рамках программы по повышению безопасности наденут электронные браслеты. Они контролируют физическое состояние, внимательность и бодрость человека. Официально новинка называется системой контроля бодрствования машиниста, а сокращенно — ТСКБМ. Аналогов ей нет.

На машинистов Октябрьской железной дороги в рамках программы по повышению безопасности наденут электронные браслеты. Они контролируют физическое состояние, внимательность и бодрость человека. Подробнее о новинке «Вечернему Петербургу» рассказали в пресс-службе ОЖД.

Официально новинка называется системой контроля бодрствования машиниста, а сокращенно — ТСКБМ. Аналогов ей нет. Разработали его научные сотрудники вузов и исследовательских институтов России. Производство тоже ведется на заводах нашей страны. В прошлом году такой системой оснастили около десяти составов, а в позапрошлом — около двадцати.


Браслет ТСКБМ, похожий на часы, скоро появится у каждого машиниста направления Петербург — Москва.


Но пока система только испытывается. Браслеты носят машинисты ремонтных составов. Пока все идет хорошо, поломок не было. Возможно, в скором времени испытания перенесут на маршруты пригородных поездов и только потом — на поезда дальнего следования.

Механизм, встроенный в наручный браслет, соединен дистанционно со всем поездом. Информацию он передает по радиоканалам на несколько датчиков. Браслет определяет общее состояние машиниста и степень его бодрствования и внимания. Если фиксируется снижение внимания, браслетик мигает. Тут машинист должен нажать на так называемую рукоятку бдительности, чтобы продемонстрировать, что он на самом деле бодр и внимателен. При этом рукоятка расположена так, что дотянуться до нее можно, только привстав. Это сделано специально, чтобы окончательно прогнать сонливость у машиниста. Но если реакции на мигание лампочки нет, браслет начинает издавать громкие звуковые сигналы. Если и в этом случае машинист никак не реагирует, автоматически останавливается весь состав.

Стоимость одной такой системы порядка 300 тысяч рублей. Впрочем, в ОЖД говорят, что на безопасность пассажиров денег не жалеют.

— Нельзя сказать, что наши сотрудники нещадно утомлены и засыпают «за штурвалом», но в некоторых случаях нарушение режима и накопившаяся усталость могут повлечь потерю бдительности, — объяснили в пресс-службе ОЖД причины введения подобных систем. — В других специальностях небольшая невнимательность не имеет никакого значения. Но в профессии машиниста она чревата серьезными проблемами.

«Браслет бдительности» — вовсе не громоздкая система. В кабине локомотива вообще устанавливается только небольшой процессор. Браслет на руке машиниста похож на обычное украшение по типу наручных часов. Никаких индивидуальных настроек в браслетах нет, они универсально констатируют физиологическое состояние. По показателям сопротивления кожи выдаются характеристики активности организма.

Таким образом, сигнал тревоги подается заранее — еще до того, как машинист потеряет бдительность, а то и начнет засыпать. Именно поэтому пока что ни разу не возникало случаев, при которых браслет не смог разбудить или взбодрить его обладателя.

Снять и отложить браслет в сторону — тоже не вариант. Тогда рукоятку бдительности придется нажимать слишком часто.

Ирина ПАНКРАТОВА

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх