Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

На месте Ниеншанца находят рыболовные сети и золотые перстни

На днях руководитель археологических раскопок на месте предполагаемого строительства «Охта центра» Наталья Соловьева рассказала о тех результатах, которых группе археологов удалось добиться за пять месяцев работы.

На днях руководитель археологических раскопок на месте предполагаемого строительства «Охта центра» Наталья Соловьева рассказала о тех результатах, которых группе археологов удалось добиться за пять месяцев работы. Благодаря финансовой поддержке ОДЦ «Охта» и новейшим методам фиксации результатов исследований археологические работы на объекте значительно ускорились. Найденные предметы пополнят экспонаты будущего музея, в том числе виртуального, в 3D-формате, который может появиться задолго до окончания работ по возведению «Охта центра».

Площадь археологических раскопок, проводящихся на территории предполагаемого строительства, составляет 15,5 тыс. кв. м. «Это единственные на территории России раскопки, проводимые в таких грандиозных масштабах», — сообщила журналистам руководитель исследований старший научный сотрудник Института изучения материальной культуры РАН Наталья Соловьева. Возглавляемая ею группа археологов приступила к раскопкам 15 марта этого года.

Как правило, археологические исследования — процесс длительный: археолог должен зафиксировать объект раскопок — описать его, сфотографировать и начертить план. Однако благодаря заказчику ОДЦ «Охта», выделившему средства на необходимое оборудование, работы продвигаются в несколько раз быстрее обычных графиков. «Благодаря такой обеспеченности мы на сегодня разработали новую систему фиксации, позволяющую с использованием графической съемки и определенных методик экономить время и получать более точные данные и, как следствие, ускорить процесс в разы»,— сообщил Александр Суворов, заместитель начальника проекта, начальник археологической экспедиции.

Итоги проделанной работы впечатляют. Коллекция камеральной лаборатории на данный момент насчитывает более 20 тысяч индивидуальных находок разных исторических эпох, где помимо традиционных каменных орудий, наконечников стрел и дротиков встречаются такие редкие находки, как неолитическая рыболовная сеть.

«Ее состояние потрясает: сохранились не только грузила, обернутые берестой, но и сама сеть… — делится впечатлениями руководитель камеральной лаборатории экспедиции ГОА ИИМК РАН Екатерина Жукова. — Любопытная находка начала XIX века — массивный золотой перстень-печать, на котором изображена сова в щите с плюмажем и инициалами». Среди прочих находок встречаются такие интересные, как пепельница начала XIX века с вырезанными на ней правилами игры в преферанс, подвески с иконкой, корабельный якорь 1826 года.

Что же касается непосредственно остатков строений, к сожалению, от них мало что осталось. Где-то заметны очертания бастиона, выложенного дерном, где-то в оборонительных рвах торчат деревянные колья.

«Это самая сохранившаяся часть шведской крепости Ниеншанц. К сожалению, то, что вы видите, — только склон рва, который был заполнен водой. Наземная часть бастиона не сохранилась, — рассказал Александр Суворов. — Мы видим огромный многослойный памятник, который накапливался слой за слоем тысячелетиями, но, к нашему большому сожалению, этот процесс не был линейным. Это было не только наслоение, но и разрушение».

По мнению археологов, сохранить то, что сейчас раскопано, практически невозможно. «Находившиеся здесь верфи и Петрозавод создали такую картину разрушения, что делать музей проблематично. Разрушить Ниеншанц повелел еще Петр Первый, тогда были срыты наземные части бастионов, — говорит руководитель раскопок Наталья Соловьева. — Варианты музеефикации могут быть самыми разными. В данном случае оптимальным мне видится детальное исследование, фиксация и передача всех находок в государственный музейный фонд».

Об окончании работ говорить пока рано — археологи заканчивают исследовать средневековый пласт, затем займутся неолитом. Но их и не торопят — заказчик с пониманием относится к желанию археологов всесторонне исследовать выявленные культурные пласты.

Ирина ПАНКРАТОВА

↑ Наверх