Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 3 июля 2024

На Невском перекапывают культурный слой

Парадная магистраль города встречает весну строительными заборами

Парадная магистраль города встречает весну строительными заборами




На Дворцовую — через подворотню

Коробки бытовок в два яруса, синий строительный забор, струганые мостки для прохожих — таким достанется вид на Арку Главного штаба гостям города в горячий туристический сезон белых ночей. Прохладный — с точки зрения эстетики — прием обоснован реконструкцией здания Главного штаба.

— Она должна завершиться в третьем квартале 2012 года, — сообщили «Вечернему Петербургу» в строительной компании, ведущей работы.

Так что стройплощадка с ее бытовой изнанкой останется в арке и на следующий туристический сезон. Пока идет реконструкция, на этот парадный вход на Дворцовую площадь со стороны Невского проспекта просто махнули рукой. Даже часы не заведены, их стрелки замерли на двенадцати.
Дворцовая пока свободна от туристов. Сейчас на площади репетируют Парад Победы — маршируют военные, играют духовые оркестры. Тут же снуют подростки на велосипедах. На одном из углов площади они  выделывают фигуры по дорожкам, вымощенным плиткой другого цвета и размера.

— Знаете, что означают эти траектории? — спрашивает «Вечерний Петербург» у велосипедистов.

— Нет.

Тогда идем спрашивать в удачно расположенный здесь же павильон Городского туристическо-информационного центра.

— Никакой символики тут нет, — однозначно отрицают тайный смысл траекторий служащие центра. — Наверное, просто плитку помельче положили, чтобы легче было снимать. Вдруг там трубы какие проходят?

 

 

Тайны подземелий

 

«Вдруг» же под этой площадкой — археологическое сокровище. Фрагмент одного из первых Зимних дворцов. А траектории «плиткой помельче» — это трассировка его фундаментов. Ее сделали к 300-летию Петербурга, но ни памятный знак, ни информационную табличку не поставили.

— Вот роллеры и думают, что это специально проложенные для них дорожки, — замечает Олег Иоаннисян, заведующий сектором архитектурной археологии Государственного Эрмитажа.

— Археологи, конечно, выступали за то, чтобы это место как-то отметили, поставили знак, но в городе вообще нет системы обозначения обнаруженных подземных исторических объектов, — рассказал «Вечернему Петербургу» Петр Сорокин, руководитель Санкт-Петербургской археологической экспедиции.

И он привел аналогичный случай — на Васильевском острове, на углу напротив памятника Ломоносову:

— Там перед зданием Двенадцати коллегий музеефицирован участок крыльца, сделано заглубление, но никто не знает, что оно обозначает, — говорит Петр Егорович. — Очень непродуманная у нас система!

Подземный исторический Петербург рядовому петербуржцу неизвестен. А нерядовому — малоинтересен.

Экскаватором — по сенсации



— Ну и что с того, что там нечто откопали? — удивились в приемной одного из государственных предприятий по строительству и ремонту. — У нас куда ни копни — старая кирпичная кладка, доски сруба или булыжная мостовая. Город-то старый.

О последнем «нечто откопали» «Вечернему Петербургу» первыми сообщили читатели. За строительным забором, огораживающим часть сквера перед Казанским собором — на углу Невского и Казанской, — они увидели, как ковшом экскаватора рабочие-гастарбайтеры подцепили в траншее часть древней кирпичной кладки.

— Кирпичи там узкие. Уже в XIX веке из таких не строили, — доложили наши информаторы. — Также там в траншеях раскрылись участки старой булыжной мостовой.

Итак, под землей обнаружен фрагмент Невского проспекта XVIII века. Сенсация: возможно, это еще петровский Петербург.
Археологическая находка сделана при перекладке энергетических коммуникаций по проезду по Казанской улице от Невского проспекта до Воронихинского сквера. О характере работ, о заказчике (комитете по энергетике и инженерному обеспечению Смольного), о стройпредприятии (с указанием номера его телефона) оповещает информационный щит на заборе. Туда и позвонили. Но новость о том, что в ходе работ сделано историческое открытие, встречает равнодушный прием у работающей на объекте организации. Подумаешь, какие-то там кирпичи. Ну перепахали гастарбайтеры культурный слой на Невском — что с того?

Город себя не обременяет

— Любые земляные работы на территории исторической охранной зоны должны сопровождаться археологическими обследованиями, — комментирует эту ситуацию Петр Сорокин. — Но у нас в городе разрешение на работы выдается без археологического обременения. Отсутствует механизм привлечения археологов к таким работам. Никто ничего не контролирует. Вы посмотрите, сейчас перерыта полностью Большая Конюшенная, а никаких обследований там не проводилось!

И Петр Егорович объясняет азбучные истины: обследовать необходимо потому, что это дает информацию об истории города, о его строительстве, планировке, системе благоустройства.

— Многие вещи XVIII века мы знаем только благодаря археологам, так как исторические документы не зафиксировали и не могли зафиксировать весь жизненный процесс — в них не отображалось то, что было привычным, рутинным.

Сегодня же сведения о том, как закладывались фундаменты на Невском проспекте в XVIII веке, могут иметь не только познавательно-историческую, но и прикладную ценность — помогут современным реставраторам и строителям.

580 метров пахоты

Напротив Казанского сквера, на другой стороне Невского, у дома Зингера, в эти дни тоже строительный забор. Там перекладывают тротуарные плиты. За зиму они все потрескались, поехали. Дорожные строители то ли нарушили технологию, то ли что-то не учли в особенностях наших зыбких почв.
На соседней Большой Конюшенной улице плитами сейчас мостят всю улицу — 580 метров от Невского до Конюшенной площади. Завершить обещают только в 2013 году. Главной магистрали города еще долго быть проспектом заборов, за которыми перепахивается культурный слой Петербурга.


 

Алла РЕПИНА Фото автора
↑ Наверх