Газета выходит с октября 1917 года Monday 8 июля 2024

На Невском сносят уже шестой дом

Соседи опасаются «эффекта домино»

Дом № 68 на углу Невского и Фонтанки, известный как «Литераторский», за неделю лишился одной из секций. Напомним, в ноябре строительная компания «Союзгенстрой», занимающаяся «приспособлением здания под современное использование» — под отель с подземным паркингом, получила разрешение Госстройнадзора на разборку его аварийных конструкций. Тогда же главный архитектор города Юрий Митюрев сообщил «Вечернему Петербургу», что демонтаж не коснется фасадов здания по Невскому проспекту и набережной реки Фонтанки.


Однако на прошлой неделе на совещании у вице-губернатора Игоря Метельского представители застройщика сообщили и о вероятном сносе фасадов. Таким образом, это будет шестой снос домов на Невском проспекте за последние десять лет. Невский, 68, пополнит перечень утрат, включающий дома № 55, 59, 89, 114, 116.
Дворовые фасады соседнего здания по Фонтанке затянуты зеленой сеткой — дом оберегают от строительного мусора. Однако жильцы говорят о том, что их беспокоят не столько пыль и обломки, сколько состояние фундамента. Не даст ли тот крен, а дом — трещину? Тот же вопрос и у соседей по Невскому проспекту — в Доме журналиста.
На противоположном краю этой части Невского, рядом с новоделом «Стокманна», люди видят впечатляющий пример «эффекта домино» — соседние здания пошли трещинами. Маячки установлены на фасаде дома № 112 по Невскому — там расхождения внешне незначительны. А вот примыкающий к «Стокманну» дом на улице Восстания, 4, дал трещину в прямом смысле слова. Разлом идет по фасаду флигеля, виден как при входе во двор с Восстания, так и из дворов дома № 112.
— Здание на Восстания, 4, раскололось на две части, — подтверждает заведующий кафедрой геотехники Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Рашид Мангушев. — Дело в том, что владелец здания был против усиления фундамента, неизбежного из-за котлована «Стокманна». А юридически подземное пространство принадлежит городу только с 5 метров, поэтому владелец выиграл суд и не стал ничего предпринимать.
— Центр Петербурга находится как бы в котловине, заполненной слабыми водонасыщенными грунтами, — поясняет Рашид Александрович. — Границы этой котловины вы видите и сами, когда находитесь в метро. В центре мы спускаемся вниз по одним из самых глубоких в мире эскалаторов, а на станции «Автово» поднимаемся наверх уже без эскалатора. Это край котловины. До 1860 года у нас под фундаментами устраивали лежни — горизонтально укладывали деревянные бревна, чтобы камень не утопал. Будучи ниже уровня грунтовых вод, дерево и два века могло находиться в удовлетворительном состоянии. Но теперь уровень грунтовых вод понизился на полтора метра, дерево оказалось в зоне аэрации, началось его гниение, поражение грибком. Там труха, пальцем можно проткнуть. При этом 50 процентов зданий в центре города перегружены по сравнению с нормативами.
— Если посмотреть на здания вдоль набережных, все они имеют деформации и крен, — продолжает коллега Мангушева доцент Анатолий Осокин, генеральный директор ЗАО «Геострой». — Произошло обрушение на канале Грибоедова этим летом — так ведь там набережная уже давно кренилась, были ямы.
На углу Фонтанки и Невского как раз то самое опасное сочетание — и дома старые, и набережная, где грунты особо нестойки…
— Есть места, которые нельзя трогать ни при каких обстоятельствах. Запускается соседнее строительство — и грунт начинает вибрировать. Это как крепкий студень, который моментально превращается в вязкую жидкость, — сравнивает Рашид Мангушев.
Он и Анатолий Осокин только что выпустили монографию «Геотехника Санкт-Петербурга», где как раз и дается «разбор полетов» с кренами фундаментов и обрушениями жилых домов в Петербурге. Самая болевая точка у нас в городе, полагает Анатолий Осокин, — это квартальная застройка в исторической части.
Но самое невероятное заключается в том, что город не располагает сведениями об этих рисках. По словам ученых, весь материал по обследованию старого жилого фонда был каким-то образом утерян — при выезде проектно-строительной организации «Ленжилпроект» с Английской набережной.
— У нас нет даже единого реестра аварийных зданий города, все сведения раздроблены по районам, — недоумевает профессор Мангушев.

Алла РЕПИНА, фото автора



Сейчас допустимая норма осадки для дома № 4 по улице Восстания превышена в 3 раза и будет только увеличиваться. В центре города соседнее строительство всегда грозит неприятностями, говорят специалисты по фундаментам города.


↑ Наверх