Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

«На нужды школы» — только после заключения договора

В комитете по образованию предупреждают: любая благотворительность должна быть документально заверена, иначе это нарушение законодательства

В комитете по образованию предупреждают: любая благотворительность должна быть документально заверена, иначе это нарушение законодательства

 

 


Как рассказывал «Вечерний Петербург», 1 апреля началась запись в петербургские школы, а это, как известно, очереди и нервотрепка для родителей. Но есть и еще одна острая проблема — «добровольно-принудительные» родительские взносы, которые порой достигают
25 тысяч рублей в месяц.

Такой элитарности нам не надо!

— Школу, в первый класс которой мы отдали сына, я называть не буду, но скажу, что это образовательное учреждение известно на весь Петербург и считается одним из самых престижных в городе, — поведал «Вечернему Петербургу» наш читатель Алексей. — Перед входом каждый день там выстраивался vip-автосалон. На лестнице можно было встретить людей, которых обычно видишь по телевизору: звезды иногда лично забирали детишек. Номера сотовых телефонов у большинства учащихся младших классов состояли из 7 цифр, причем как минимум 5 из них были одинаковыми. Классная руководительница ездила на джипе и не вела ни одного урока. Ко мне она почему-то обращалась «дорогой!». На входе в школу висел плакат — 3 на 6 метров — «Вся власть — советам рабочих и крестьянских депутатов!». Наверное, он и сейчас там висит. Однажды я пришел к завучу и сказал, что плачу 25 тысяч рублей в месяц не за плакаты. И к тому же конкретно этот плакат мне несимпатичен по цветовой гамме... В этом учебном году 1 сентября сын пошел в 4-й класс, а когда вернулся домой, заявил, что в столовой их кормят «всякой…», хотя раньше не ругался, и в семье слов таких услышать никак не мог. В итоге мы его перевели в обычную школу неподалеку от площади Восстания. Автосалона у входа нет, зато «на нужды школы» по 25 тысяч в месяц не собирают и учат детей как следует.

Сначала договор, потом деньги

Эта история — лишь одна из десятков подобных. Родители порой даже не знают, что сдавать деньги «на косметический ремонт класса ИЗО» они вовсе не обязаны. Больше того, как пояснили корреспонденту «Вечернего Петербурга» в комитете по образованию городской администрации, таким образом они напрямую нарушают законодательство.

— Ни родители, ни школа не могут передавать и принимать деньги, не заключая договоров, — сообщили в комитете. — При организации дополнительных платных услуг с родителями заключаются договоры об оказании платных услуг. Средства или материальные ценности принимают на основании договора пожертвования или договора безвозмездного дарения.

Такой договор заключается в соответствии с законодательством РФ. В нем обязательно должны быть указаны реквизиты благотворителя, сумма взноса или подробное наименование материальной ценности с указанием ее стоимости, конкретная цель использования этих пожертвований и дата передачи «взноса». Причем деньги должны переводиться на лицевой счет школы, открытый в комитете финансов Петербурга, и никак не иначе. Весь порядок подробно описан в методических рекомендациях «О порядке привлечения и использования благотворительных средств и мерах по предупреждению незаконного сбора средств с родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников образовательных учреждений Санкт-Петербурга», утвержденных комитетом по образованию 27 апреля 2010 года.

Утюг — еще ничего…

— С нас каждый месяц собирают деньги на подарки учителям, — рассказала читательница «Вечернего Петербурга» Анастасия. — Но я молчу и сдаю, хотя воспитываю ребенка без мужа и иногда денег нет даже на подарок родственникам. А молчу я потому, что держу в голове историю подруги. Она с огромным трудом устроила сына в престижную школу и была безумно счастлива — мол, с таким образованием светлое будущее ребенку обеспечено. Только вот на первом же собрании им сказали: «Нашей классной руководительнице нужна машина, чтобы добираться на работу». И все полезли за кошельками, что самое интересное. А подруга сейчас ищет для сына новую школу. Так что у нас еще все очень гуманно. Учителям дарят всего лишь утюги и тостеры.

Не согласны — пишите заявление

На самом деле решение этой проблемы есть, и оно очень простое: на «собирателей» нужно подать заявление в правоохранительные органы, а во избежание неприятных последствий условиться со следователем о неразглашении своего имени.

— 27 апреля 2010 года вышло распоряжение комитета по образованию, в соответствии с которым главы районов уполномочены постоянно держать на контроле данный вопрос, — дополнили в комитете.

Так что петербуржцы помимо правоохранительных органов могут обратиться в районную администрацию или на горячую линию комитета по телефону 576-20-19. В прошлом году, например, инспекция комитета провела по таким обращениям 73 выездные проверки и выявила 42 нарушения. В комитете сообщили, что к виновным приняли меры — вплоть до увольнения.

Если на дело, то денег не жалко

Но есть и оборотная сторона у этой медали. О ней — другая наша читательница.

— Поборы поборам рознь, — считает Елена, чьи дети учатся в одной из петербургских гимназий (дочка — в первом классе, сын — в четвертом). — Мы все сдаем на родительских собраниях от 500 рублей в фонд школы. И на эти деньги, например, недавно поменяли окна на пластиковые, чтобы малыши не мерзли. Также мы сами выбрали программы обучения по хорошим учебникам, которые государством не выделяются.

Как отмечают родители, сдавать деньги на конкретные вещи готовы все. Главное — знать, что средства используют по назначению. Но почему же и директора школ, и учителя проводят такие «сборы средств», несмотря на угрозу как административной, так и уголовной ответственности? Они объясняют это недостаточным государственным финансированием.

Качества за бюджетные деньги не добьешься

В комитете по образованию «Вечернему Петербургу» сообщили, какие суммы в 2011 году выделяются на обучение, жилищно-коммунальные услуги и капитальный ремонт в городских школах.
На одного школьника в общеобразовательном классе приходится около 35 тысяч рублей в год. В классе с углубленным изучением какого-либо предмета, а также в кадетских, лицейских и гимназических классах эта сумма чуть выше — почти 40 тысяч рублей в год. В классе учреждения-интерната на ребенка выдают около 140 тысяч рублей.
Также в городе с 2007 года действует программа комплексного капитального ремонта образовательных учреждений. По ней ежегодно ремонтируются и оснащаются новой техникой 18 — 20 школ. Что же касается животрепещущего вопроса — охраны в школах, то государство ограничивается установкой и обслуживанием «тревожных» кнопок. Это для родителей бесплатно. К тому же в петербургских школах начали устанавливать камеры видеонаблюдения. А вот на работника-охранника придется опять же добровольно-принудительно скинуться.

— Подсчитайте сами: коммунальные платежи в сотни тысяч рублей, постоянные поломки парт, помещений, окон, дверей, замков и прочего на 50 тысяч рублей в месяц — в среднем, закупки необходимых учебников, тетрадей, атласов, карт, журналов и так далее, обслуживание компьютеров — по 20 — 30 тысяч рублей в месяц, персонал и охрана… а о зарплатах учителей я и вовсе молчу! — объяснила корреспонденту «Вечернего Петербурга» директор престижной петербургской гимназии, пожелавшая остаться неизвестной. — Если школа ничего особенного собой не представляет, возможно, на бюджетные деньги она и проживет. И то вряд ли. А так бюджетное финансирование — это, как правило, лишь 50 процентов от реальных нужд. Конечно, встречаются недобросовестные директора и преподаватели. Но поверьте: зачастую люди просто пытаются обеспечить для своего учебного заведения нормальную работу, а себе за этот адский труд — хотя бы 20 — 30 тысяч рублей заработной платы.

Ирина ПАНКРАТОВА, рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА
↑ Наверх