Газета выходит с октября 1917 года Thursday 4 июля 2024

На «Петровском» Геннадий Орлов заработал свою первую квартиру

Именно 26 июля 1925 года на только что построенном стадионе, получившем имя товарища Ленина, состоялся массовый спортивный праздник, приуроченный к открытию новой арены, которую проектировал чешский архитектор Алоис Вейвода, до революции — неоднократный чемпион Санкт-Петербурга в составе футбольной команды «Спорт». За эти 85 лет на «Петровском» случилось немало курьезов. Не только спортивных.

Именно 26 июля 1925 года на только что построенном стадионе, получившем имя товарища Ленина, состоялся массовый спортивный праздник, приуроченный к открытию новой арены, которую проектировал чешский архитектор Алоис Вейвода, до революции — неоднократный чемпион Санкт-Петербурга в составе футбольной команды «Спорт». За эти 85 лет на «Петровском» случилось немало курьезов. Не только спортивных.


Впрочем, курьезом — по крайней мере с конца 1950-х годов — было само имя ленинградского стадиона. Ведь в те годы имя Ленина присваивалось чему-нибудь самому большому, грандиозному. А стадион имени Ленина все время уступал. До войны — московскому 102-тысячнику «Динамо», после войны — тому же стадиону имени Кирова на Крестовском острове.







Бежать помешала дорожка
Начиная с 1960-х, стадион имени Ленина стал главной легкоатлетической ареной города. В 1970-м тут прошел легкоатлетический матч СССР — США — «матч гигантов», как назвали его в прессе. Именно тогда Валерий Борзов, будущий олимпийский чемпион Мюнхена-1972 на дистанциях 100 и 200 метров, впервые опередил американских спринтеров на стометровке… Не исключено, американцам пробежать помешало покрытие дорожки: весь мир уже перешел на синтетику с громким названием «тартан», а у нас бегали по резино-битумной дорожке.
И вот в 1973-м, перед легкоатлетическим матчем СССР — ФРГ, наше начальство вздумало пустить пыль в глаза иностранцам — за неимением синтетики распорядилось покрасить битум оранжевой краской. Только чиновники не предусмотрели того, что в Ленинграде бывают дожди.
...Через месяц на чемпионате города ливень хлынул прямо на участников забега на 200 метров с барьерами. И масляная краска превратилась в каток. Спортсмены падали, скользили несколько десятков метров... под барьерами. Зрители и судьи громко хохотали. Лишь легкоатлетам было не до смеха.

Квартира за два гола
Геннадий Орлов на стадионе имени Ленина заработал свою ленинградскую квартиру. Как?
«9 мая 1968 года я играл за ленинградское «Динамо» — со львовскими «Карпатами», — вспоминает  Геннадий Сергеевич. — Пришло на этот матч все руководство ленинградского КГБ. А я забил два гола. И один из них — прямым ударом со штрафного. Ну, товарищи из КГБ, Шумилов и Иванов, спросили, что за парень такой здорово играет. А начальник команды Виталий Зубрилин ответил: «Это Гена Орлов, сам из Харькова, квартиры в Ленинграде не имеет, живет в общежитии на стадионе «Динамо». — «Такому молодцу отдельную жилплощадь надо предоставить непременно», — отрезало ведомственное руководство».
Так будущий комментатор получил свою первую однокомнатную квартиру на проспекте Славы.

Ращупкин нашел «монетку на счастье»
Олимпийский чемпион 1980 года в метании диска Виктор Ращупкин нашел на стадионе «монетку на счастье». Дело в том, что метателей на главную арену в городе старались не пускать — берегли газон для футболистов. Вот и тренировался Ращупкин на Малой арене, на которой поле было присыпано гранитной крошкой.
К Олимпиаде-1980 на Малой арене решено было сделать нормальный — травяной — газон. Землю привозили с каких-то крестьянских полей. Ращупкин времени зря не терял: приедет самосвал, вывалит кучу земли — дискобол метает свой снаряд, не дожидаясь, пока комья разровняют. А потом, выковыривая диск из этих куч, находил там старинные монеты, позеленевшие от времени.
...Последние легкоатлетические соревнования на «Петровском» прошли в 2000 году — это был Мемориал братьев Знаменских. С тех пор на «Петровском» безраздельно царствует футбол. У легкоатлетов это вызывает сожаление. «На стадионе им. Ленина нам были рады, а на «Петровском» мы незваные гости», — невесело шутит Ращупкин.

На хоккейном поле — зрители с метлами
Здесь не только бегали или гоняли мяч. До середины 1960-х на стадионе монтировали хоккейную коробку — на вираже за северными воротами. В ней принимал своих соперников в чемпионате СССР ленинградский СКА.
Об этом вспомнил Валерий Шилов, который в те годы играл в СКА, а позже, став тренером, привел команду в 1987 году к бронзовым медалям.
«Лед заливали дедовским методом, из бочки с водой, которую передвигали по полю. Если был снегопад, то в перерывах чистить лед метлами и лопатами помогали даже зрители. Кстати, их, в ватниках, тулупах, валенках, несмотря ни на какие морозы, собиралось на трибунах тысяч по пять и более. Ну а публика «блатная» стояла прямо у бортика. А в перерывах, когда мы уезжали в раздевалку, зрители согревались традиционным русским способом. Милиция этому не препятствовала».
Освещали коробку лампы на проводах, натянутых вдоль поля. Если игроки что-то еще видели, то зрителям на трибунах приходилось нередко догадываться, что происходит на поле, ну а по телевизионной картинке с одной камеры временами понять что-либо было просто невозможно. Приходилось полагаться на комментатора, которым был Виктор Набутов.
4 ноября 1967 года в Ленинграде был открыт Дворец спорта «Юбилейный». С того момента СКА свои матчи стал проводить на искусственном льду. И игры под открытым небом, которые раньше были жизнью, стали вспоминаться как курьез…

Диктор еще не объявлял
«Голос «Петровского» — актер Театра «Балтийский дом» Константин Анисимов — работает на стадионе восемь лет. На зрение не жалуется — а иначе сложно было бы ему углядеть, кто забил гол и кого заменили. ...Но однажды все-таки не углядел.
Зенитовцы забили гол. Но кто конкретно? Константин побегал по соседним комментаторским кабинкам — никто не заметил. А к Геннадию Орлову не подступишься — он в прямом эфире. Анисимов звякнул друзьям, которые сидели в стадионном ресторане и смотрели. «А мы не видели, — отвечают они. — Мы сами ждем: диктор вот-вот объявит…»
К счастью, «голос «Петровского» разрешил проблему достаточно быстро, и автора гола встретили бурными аплодисментами.

фанаты на траве — инфаркт для агронома
Связь времен на «Петровском» поддерживает главный агроном стадиона Наталья Беликова, которая работает здесь с той поры, как защитила диплом по озеленению... Центрального яхт-клуба.
…И проблему озеленения главной арены «Петровского» Наталье Петровне решить удалось. «Я пришла сюда вместе с «Зенитом», в апреле 1995 года, — рассказывает она. — Так тогда на поле сорняки росли — одуванчик, подорожник, клевер…»
А должны — мятлик, овсяница, райграс. Гербициды в 1995-м были дефицитом — сорняки пытались вырывать руками. Они, естественно, росли еще быстрее. Насилу выпросили химикаты.
«Мы постоянно работаем в условиях форс-мажора, — считает Наталья Беликова. — Помню, в 2000 году на матч со «Спартаком» обещали сильнейший снегопад. Мы боялись, что снег выпадет и игру отменят. Но снег пошел лишь сразу после матча. А в 2005-м, тоже перед «Спартаком», случился жуткий ливень: воды на поле было по колено. Но дренажная система справилась».
Во время матчей Наталья Петровна следит не за игрой, а за состоянием газона. Радуется, что была в командировке в Москве 11 ноября 2007 года, когда на «Петровском» праздновали чемпионство «Зенита». «Если бы я увидела, как по траве бегают толпы фанатов, меня непременно хватил бы инфаркт, да еще с миокардом», — полушутя говорит она.
А как иначе может быть у человека, который молодые травинки называет лялечками и переживает, что трава от нынешней жары «находится в коме — ни транспирации ей бедной нет, ни тургора». В переводе — трава не дышит, в клетках зелени нет влаги, и вообще всякая жизнедеятельность в растениях прекратилась…

 

Фото Натальи ЧАЙКИ

 

↑ Наверх