Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2024

Над плоскостью крыш. Купола Феодоровского храма засверкали золотом

Более семидесяти лет пассажиры, прибывающие в наш город и отбывающие из него с Московского вокзала, не видели за окнами ничего особенного.

Более семидесяти лет пассажиры, прибывающие в наш город и отбывающие из него с Московского вокзала, не видели за окнами ничего особенного. А ведь за служебными строениями вокзала была сокрыта архитектурная доминанта привокзальной территории — собор Феодоровской иконы Божией Матери. Заметить храм из окна поезда было мудрено: превращенный при советской власти в молокозавод, со сбитыми куполами и барабанами, он и вблизи-то мало походил на культовое сооружение. Но теперь купола восстановлены и, покрытые золотом, сверкают даже в пасмурный день.

Историческая справка

Собор Феодоровской иконы Божией Матери был возведен в 1913 году, в год 300-летия дома Романовых. Архитектор — Степан Кричинский.
Нижний храм собора был освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского и святой равноапостольной Марии Магдалины, небесных покровителей императора Александра III и императрицы Марии Федоровны, родителей последнего российского царя. Верхний храм освятили в честь Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы рода Романовых, — именно этой иконой инокиня Марфа, мать первого царя из рода Романовых Михаила Федоровича, благословила сына на царство.

В 1932 году президиум Леноблисполкома постановил церковь ликвидировать, а здание передать молокозаводу.
Вопрос о передаче здания Санкт-Петербургской епархии был поставлен еще в начале 1990-х, но молокозавод покинул здание лишь в 2005 году.

С 2007 года идет реставрация собора. Завершить ее планируется к 2013 году — столетию храма и
400-летию дома Романовых.


Торжества по случаю завершения реставрации куполов продолжались два дня. 28 августа в Световом зале Московского вокзала был торжественно открыт макет собора. Он находится под стеклом, в специальных витринах размещены пояснительные тексты. Теперь все желающие могут ознакомиться с краткой историей храма и посмотреть, как будут выглядеть памятник и окружающая его территория.

Благочинный Центрального округа протоиерей Владимир Сорокин на церемонии открытия сказал: «Много лет каждый день, утром и вечером, я иду от дома к Московскому вокзалу и обратно. Долгое время вокруг были только здания с плоскими крышами. Писатель Владимир Солоухин говорил, что здания с плоскими крышами приучают народ к горизонтальному мышлению. Теперь храм увенчан куполами, и они задают тон всему этому району».

Настоятель Феодоровского собора протоиерей Александр Сорокин выразил надежду, что макет станет визитной карточкой собора: «Люди увидят макет, заинтересуются и захотят увидеть все это воочию». Вполне возможно, тем более что от вокзала до собора — пять минут ходу.

Затем реставрируемый собор показали журналистам. Над строительными лесами неправдоподобно возвышаются пять куполов, а внутри… За десятилетия, когда в храме находился молокозавод, здание было изуродовано: оно обросло хозяйственными пристройками, появились дополнительные перекрытия. Все это за время реставрации было ликвидировано, и теперь остались только стены и потолки, которые должны быть. «Видите огромную дыру в потолке? — спросил журналистов настоятель. — Такая — в каждом перекрытии, через все здание была прорублена шахта лифта». Есть в потолке и другие дыры, поменьше. Строители объясняют: храм был построен из практически первого российского бетона, сейчас бетон делают гораздо лучше — перекрытия обветшали, их будут менять. Отец Александр рассказал, что нынешние купола и барабаны даже лучше прежних: в свое время из-за начавшейся Первой мировой войны купола не успели покрыть золотом, а барабаны — облицевать камнем: «Они были просто оштукатурены и раскрашены «под камень». И знаменитую «кремлевскую» стену рядом с собором тоже должны были облицевать, она по идее символизировала именно древнюю, белокаменную Москву.

Сейчас она краснокирпичная, но этот кирпич — не тот, что используется для наружных работ, он явно требует облицовки».

На следующий день храм посетили высокие гости — митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, председатель Государственной думы и председатель попечительского совета по восстановлению Феодоровского храма Борис Грызлов, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, председатель ЗакСа Вадим Тюльпанов и другие. 29 августа — престольный праздник собора: в этот день — не только третий Спас, но и память Феодоровской иконы Божией Матери.

В тот же день состоялось заседание попечительского совета по восстановлению храма. Борис Грызлов в начале заседания заверил всех, что работы идут по графику и даже с некоторым опережением: «Мы подводим итоги важного этапа реставрации. И результаты этого этапа видны — хочется именно так сказать.

Купола — свидетельство того, что храм восстанавливается. Мы укладываемся в сроки, собор готов для внутренней реставрации. Срок завершения работ — 2013 год, год столетия храма, и мы можем этот срок приблизить. Вполне возможно, что нижний храм будет готов к службе уже к началу следующего года».
Все бы хорошо, только не худо бы нашим чиновникам знать, что в слове «Феодоровский» ударение — на втором слоге, а не на третьем. Но это, конечно, мелочи.

Татьяна Кириллина

↑ Наверх