Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 23 июля 2024

Надеюсь, наш фильм будут изучать студенты

Эта картина задолго до премьеры привлекла к себе внимание и публики, и критиков. Сергей Дебижев, который в основном занимается документальным кино («Золотое сечение» второй игровой фильм за время его профессиональной деятельности, первый, «Два капитана-2», мы увидели почти 20 лет назад), по его словам, и сам не ожидал такого внимания к своей работе и такого количества напечатанных копий.

Эта картина задолго до премьеры привлекла к себе внимание и публики, и критиков. Сергей Дебижев, который в основном занимается документальным кино («Золотое сечение» второй игровой фильм за время его профессиональной деятельности, первый, «Два капитана-2», мы увидели почти 20 лет назад), по его словам, и сам не ожидал такого внимания к своей работе и такого количества напечатанных копий.

В основе завлекательного сюжета — полумистическое путешествие главного героя в пространстве, времени и внутри своего сознания; тут и казино времен колониальной Франции в Камбодже, построенное на руинах храма времени… Таких картин в отечественном кинематографе еще не было.


Кадр из фильма «Два капитана-2». 1992 год. В кадре — Борис Гребенщиков и Сергей Курёхин.
«Тот фильм, который я снял в 90-х, — «Два капитана-2» — игровым не назовешь, это скорее абсурдистско-концептуальная картина, хотя она в свое время открыла двери в некий новый жанр. И уже ряд режиссеров потом руководствовались теми идеями, которые были заложены в этом фильме».


Родом из Камбоджи

— Сергей, расскажите, как родилась идея фильма.

— Все началось с Камбоджи — это уникальная страна. Там находится храмовый комплекс Ангкор, признанный восьмым чудом света, —  где мы, собственно, и снимали. Мы столкнулись с такой мощной фактурой и с такой красивой историей, связанной с этим заброшенным казино, что невозможно было устоять. Это как «Титаник», только на горе. Я надеюсь, что эта работа  будет открытием некоего нового жанра. Я ее называю «кинокартина». Тогда понятно, что в этом движущемся изображении, кинематографическом подходе, возможно все. Возможны любые фактуры изображения, можно снимать на цифру, на 16 мм, на 35 мм и т. д. Невероятная эклектичность видеоряда — вот что я считаю наиболее сильной стороной фильма.

— Действительно, фильм смотрится на одном дыхании, времени не замечаешь.

— Фильм как пуля. Мне (правда, не по своей воле) пришлось сократить его с двух часов до полутора, и это придало ему необыкновенную динамику. Этот фильм надо смотреть не отрываясь, иначе теряешь нить и без того сложного сюжета. Кроме того, он не для слабонервных. И тем не менее я его рассматриваю еще как некое интеллектуальное шоу. Я считаю, кинематограф запутался в этих пыльных взаимоотношениях, за которые всегда отвечала литература, и не решается сделать шаг ни в сторону, ни вперед, ни назад. А назад иногда полезно. 

Я выпускаю картину раз в 20 лет, у меня много идей и, если я за что-то берусь, буду делать то, чего никто никогда до меня не делал.

Я выбирал мощных персонажей

— В вашем фильме замечательный актерский состав. Я слышала, что для Ренаты Литвиновой вы специально написали роль.

— Рената — это единственная дива в нашей стране. Да, я специально написал для нее роль — демона гламура. Мы с ней давно знакомы и говорим на одном языке. Рената очень творческий человек. Она разработала новую систему съемок и продюсирования, сняла игровую картину, сейчас монтирует, куски привозила в Канн, показывала. Там все снято на три фотоаппарата: появились новые фотоаппараты, дающие по качеству изображение не хуже чем 35-мм. Она просит знакомых операторов, друзей снимать студентов ВГИКа, которые делают это с удовольствием и бесплатно.

— Как отнеслась Рената к тому, что вы сделали ее демоном гламура?

— Рената умный и прекрасный человек. Она понимает, что принимала участие в создании произведения искусства. Рената — это мощный персонаж.  Я старался как раз и привлекать в нашу картину именно мощных персонажей. Ксения Раппопорт, например. Итальянские модельеры, которые занимались костюмами для нашей картины, уже рассматривали ее как звезду. За то, что портрет Раппопорт будет висеть у них в салоне, они готовы были делать все бесплатно. Она в Италии на тот момент уже стала известной актрисой. Со съемок нашего фильма уезжала на получение премии «Лучшая актриса Италии». В Италии фильм «Двойной час» Джузеппе Капотонди уже вышел, и все понимали: во-первых, сам фильм роскошный, а то, что сделала там Ксения, — это фантастично.

У меня снимался Африка — Сергей Бугаев, его все помнят по фильму «Асса», а я его знаю с 13 лет, когда он только появился в Петербурге. И он с большим пиететом, с удовольствием и творческим горением снимался у нас в картине — кстати, совершенно бесплатно. И я надеюсь, что все, кто снимался в картине,  не забудут этот фильм через месяц. И что его будут изучать студенты и т. д.

— А как на роль главного героя выбрали Алексея Серебрякова?

— Серебряков — прекрасный актер. В этой возрастной категории я пересмотрел всех. Ну нет у нас Джонни Деппа и Брэда Питта, к сожалению. По всему — по внешности, таланту, по энергетике Серебряков — это редкий случай, он умеет молчать и выразительно смотреть, он талантлив и профессионален. Более того, он всем нам на площадке помогал. Конечно, мы преодолевали его имидж бойца, артиста, привыкшего больше к экшну. Нам это удалось, но сценарий пришлось, конечно, под него подрабатывать. Он там сначала такой циничный интеллектуал, а на самом деле, оказывается, просто хороший человек — пришлось искать золотое сечение…
Вот посмотрите — Серебряков еще войдет в историю именно после нашего фильма.

В Канне у нас была своя тусовка

— Сергей, вы недавно вернулись из Канна. Расскажите, как там?

— А что Канн? Это ярмарка тщеславия. Дело в том, что в Канне уже много лет существует эта волшебная легкая атмосфера. И мы в нее окунулись на несколько дней. Показали себя — что мы тоже тут. Это была скорее ознакомительная поездка, которая помогла познакомиться с приятными и умными людьми. И вообще оторваться от нашей реальности и оказаться в другой действительности — это полезно. Это промывает мозг и дает психологический отдых. Надо понимать, где творятся интересные вещи в области кинематографа. Канн, конечно же, одно из таких мест, несмотря на гламурный флер и лоск, эти кабриолеты и т. д. Это приятное место.

— Удалось пообщаться с кем-нибудь из западных продюсеров?

— У нас была своя, отечественная тусовка. На любом фестивале происходит очень жесткое разделение на кланы, много систем разной аккредитации, и эти компании не пересекаются. Ты можешь случайно попасть на тусовку к Наоми Кэмпбелл, и то потому, что ее друг — русский. Были мы на вечеринке у Михалкова — там было много звезд, и зарубежных тоже. Но существует русский павильон, в котором решаются наши вопросы. Представить в Канне то, что ты делаешь,  очень полезно — твоя работа приобретает другой статус. В кинематографе есть составляющие, которые могут быть неприятными, потому что все связано с достаточно серьезными финансами. Поэтому там вращается огромное количество разных по психологии, уровню таланта и интеллекта людей. И — по толщине кошелька. И это создает интересную, часто нелепую, иногда жесткую, иногда смешную среду, которая называется современным кинематографом.

Беседовала Елена ВИШНЯ


«Золотое сечение»

Режиссер — Сергей Дебижев. В ролях: Алексей Серебряков, Рената Литвинова, Ксения Раппопорт, Сергей (Африка) Бугаев, Николай Мартон, Виктор Вержбицкий. Саундтрек написал известный альтернативный музыкант и композитор Виктор Сологуб, в фильме звучат песни Бориса Гребенщикова.

Завязка сюжета: гламурный фотограф Алекс случайно прочитал в журнале, что ему оставлено огромное наследство, о котором он не подозревал…

↑ Наверх