Газета выходит с октября 1917 года Thursday 2 мая 2024

Нам всем и каждому в отдельности

Выставка «1989 — 2009. Меняющийся мир — запечатленное время», открывшаяся в ЛОФТ-проекте «Этажи», проходит под эгидой Института им. Гёте. Она открылась в Германии к 20-летию падения Берлинской стены, а в Петербург переехала в апреле — как раз к двадцатипятилетию перестройки.

Выставка «1989 — 2009. Меняющийся мир — запечатленное время», открывшаяся в ЛОФТ-проекте «Этажи», проходит под эгидой Института им. Гёте. Она открылась в Германии к 20-летию падения Берлинской стены, а в Петербург переехала в апреле — как раз к двадцатипятилетию перестройки.

И еще одна дата важна для понимания проекта — 65-летие Великой Победы. Две страны, когда-то воевавшие друг против друга, вместе пытаются осмыслить те перемены, которые произошли в их жизни в последней четверти XX века.

В огромном бетонном зале, расположенном в цехе бывшего хлебозавода, по стенам  развешаны фотографии, а по углам висят плазменные экраны, на которых в режиме нон-стоп крутят видеофильмы. Моим гидом по огромной выставке любезно соглашается стать куратор петербургской части проекта Сергей Фофанов.

— Авторы проекта хотели проследить, как все эти глобальные события, случившиеся в последней четверти прошлого века, повлияли на жизнь обычного человека. В каждой стране перелом времен проходил по-разному, где-то более болезненно, а где-то — с меньшими жертвами. В одних странах люди теряли всего лишь престижную работу, привилегии, но приобретали свободу. В других плата за свободу оказывалась куда более весомой — жизнь близких, потеря  дома, изгнание.

Из дальнего угла доносится низкий, удивительно красивый женский голос, поющий на немецком языке. Марлен Дитрих. «Лили Марлен». Устремляюсь туда. На экране — некое массовое действо, словно шаманский танец. На самом деле это показанная в замедленном темпе драка в грузинском парламенте. 

Видеофильм грузинского художника Коки Рамишвили называется «Change». В его основе — документальные кадры, заимствованные из телехроники 2003 года, когда в Грузии происходила революция роз, власть переходила от Шеварднадзе к Саакашвили. Третья часть уводит зрителя в иное время — мы слышим знаменитую песню «Лили Марлен» в исполнении Марлен Дитрих и видим кадры из фильма Райнера Вернера Фассбиндера «Тоска Вероники Фосс».

Серия фотографий немецкого художника Кристиана Борхерта «Семейные портреты». Он снимал до падения стены и спустя несколько лет после него. Намеренно выбирал самые обычные, что называется, среднестатистические семьи: мать, отец, парочка детей. Обычные профессии. Никакой богемности, маргинальности, экстравагантности, принадлежности к альтернативным культурам.

Вот на снимках запечатлена семья Б. Муж — детский психиатр. Жена — редактор. Дочь. Все трое сидят, глядя в объектив, на крошечной кухне. А вот они же двадцать лет спустя, в том же составе, в той же мизансцене. Ничего не изменилось внешне. Даже кухня та же. Лишь родители постарели, а дочка выросла. Он по-прежнему — детский врач. А вот его жена больше не редактор — учится на курсах переквалификации по профессии «секретарь-референт». Значит, женщине пришлось распрощаться с престижной и скорее всего любимой работой.

Крушение привычного мира, конечно, затронуло эту семью. Но они сохранили самое главное — друг друга. Они по-прежнему вместе.

Свои работы показывают 16 художников из Германии, России и стран СНГ. У каждого — свой опыт, своя правда. И боль тоже — своя.



Прямая речь

Фридрих Дальхаус, директор Петербургского отделения Гёте-института:

— Сегодня фотография — важный элемент в Интернете, востребована как иллюстрация к личному блогу, фиксирует что-то мимолетное, быстропреходящее. И гораздо реже встречаются знаковые снимки, которые можно воспринимать как символы, выражение духа времени. Для этой выставки мы старались отобрать фотографии, авторы которых умеют концентрироваться на чем-то значимом, выражать через частное — общее, через мимолетное — вечное, через лицо обычного человека — портрет времени.

↑ Наверх