Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 20 ноября 2024

НАШИ ПРАВА: Дело Бычкова: спасение или пытки?

Мы посвящаем очередной выпуск приложения «Наши права» проблеме наркотиков — в том числе в Петербурге — и очень хотим, чтобы эта публикация считалась, пусть косвенной, поддержкой движения, за которое выступал Егор Бычков, — движения за страну без наркотиков.

Дело фонда «Город без наркотиков» и директора его Нижнетагильского центра Егора Бычкова всколыхнуло всю страну. Митинги, пикеты в его защиту — лишь одно из проявлений глубокого общественного беспокойства, связанного с наркотической бедой.

Егор Бычков получил три с половиной года тюрьмы строгого режима. Формально — за то, что похищал наркоманов и насильно удерживал их в реабилитационном центре. Фактически — и так считает большинство — за то, что делал работу, от которой отказалось государство: помогал родным избавить от наркозависимости членов своих семей.

Сейчас делом Бычкова занимается специальная следственная группа Генпрокуратуры — это результат реакции президента Медведева не только на личную просьбу рок-музыканта Владимира Шахрина, но и на давление со стороны «простых россиян».

Ну а мы посвящаем очередной выпуск приложения «Наши права» проблеме наркотиков — в том числе в Петербурге — и очень хотим, чтобы эта публикация также считалась, пусть косвенной, поддержкой движения, за которое выступал Егор Бычков, — движения за страну без наркотиков.



Силой нельзя, иначе — невозможно

Согласно международному определению наркомания — это «нарушение психики, заключающееся в сильном желании принять определенное вещество, входящее в перечень запрещенных препаратов, в ущерб другим видам деятельности и упорное продолжение использования этого вещества, несмотря на пагубные последствия». Злоупотребление препаратами, не входящими в перечень, называется токсикоманией. В перечне, утвержденном в нашей стране, — более 200 абсолютно запрещенных препаратов. И еще около сотни — с сильными ограничениями по хранению и распространению.

Наркомания — не только распущенность и не «всего лишь» болезнь. Это сложнейшая биопсихосоциомедицинская проблема. В советские времена ее пытались решать силой — существовало то самое принудительное лечение от наркозависимости, по которому многие сейчас так тоскуют. Однако после выхода из мест «принудиловки» наркоманы возвращались к прежнему образу жизни чуть ли не в день и час освобождения.

Сейчас принудительное лечение запрещено. Нет уголовного наказания за употребление наркотиков: правоохранительные органы могут привлечь за это только к административной ответственности. Могут наказать, правда, за хранение и особенно за сбыт — но «кнут» все равно не действует. Законодатели рассчитывают только на добровольное обращение наркоманов за помощью и лечением.

Однако в результате общество попалось в ловушку, выхода из которой не видно. Потому что добровольно отказаться от приема наркотиков наркоманы способны только на самых первых стадиях заболевания.

Методика Бычкова

Наркомана пристегивали наручниками к армейской кровати, четыре недели он переживал ломки на голодном пайке — на хлебе и воде. Отстегивали четыре раза в сутки для похода в туалет. Попадали в центр по заявлениям родителей и при полном их содействии. После так называемого карантина наступал период реабилитации — его вовлекали в трудовую деятельность и в общение с такими же, как он, сроком примерно на год.

Центр Бычкова — филиал Екатеринбургского. Егор Бычков работал по методике, которая вот уже десять лет действует в Екатеринбурге и помогла успешно реабилитировать около 10 тысяч наркоманов. Действенность, как заявляют его учредители, — около 70 процентов. При том что государственное лечение дает успешный выход примерно в полутора — пяти процентах случаев, а всевозможные частные клиники не гарантируют успех выше 30 — 50% — и то по их собственным «вычислениям», которые никто никогда не проверял.

Куда сообщить

Информацию о фактах незаконного оборота наркотиков в клубах, дискотеках и других местах массового отдыха молодежи можно сообщить в следующие ведомства:

— Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Санкт-Петербургу и Ленинградской области: дежурная часть — 717-50-22, тел./факс 275-03-51;

  •  прокуратура Санкт-Петербурга — 314-56-53;
  •  комитет по здравоохранению — 714-45-63 (круглосуточно).

Сайт Госнаркоконтроля: http: //www.gnk.spb.ru/. Официальный почтовый ящик управления: fskn@78.fskn.gov.ru.
Телефон доверия — (812) 495-52-64 (круглосуточно).
Конфиденциальность гарантируется. Принимаются сообщения о фактах незаконного оборота наркотиков, а также сведения о коррупционных правонарушениях сотрудников наркоконтроля.

Нередко горожане сталкиваются с трудностями, когда пытаются сообщить о наркопритонах в милицию. Им заявляют, что «теперь это не их дело». Это неправда. Милиция обязана принимать меры по любым правонарушениям. Необходимо настаивать, чтобы заявление у вас приняли и зарегистрировали. А как уж потом будут действовать — сами или вместе с наркополицией — уже не ваш вопрос.

Как узнать

Узнать, употребляет ли близкий человек наркотики и какие именно, обычно достаточно сложно. Подозрения возникают, когда проявления наркомании практически невозможно скрыть, а это уже поздновато.

Между тем вылечить этот недуг в самом начале еще возможно. Поэтому ниже приводим признаки, по которым можно ориентироваться при внутрисемейных «разыскных мероприятиях» (по материалам Ирины Данилиной, портал «Нет наркотикам»). Если найдете что-то похожее — немедленно принимайте меры.

  • Героин и другие опиаты


Внешние признаки: следы уколов; кожа бледная, сухая и теплая; зрачок узкий, плохо расширяется в темноте; частота пульса снижена; малая чувствительность к физической боли. На стадии абстиненции — признаки, напоминающие простуду: насморк, озноб, тошнота, боль в животе, возможны рвота и понос; судороги.

Поведение: излишняя общительность; эйфория; бодрость; нарушение ритма сна; частые смены настроения; рассеянность и задумчивость. В период ломки: беспокойство, нервозность, повышенная раздражительность; вспыльчивость; агрессия; поиск повода для отлучек из дома.

  • Кокаин и другие психостимуляторы


Внешние признаки: бледность кожных покровов; сухость во рту; учащенный пульс; расширенные зрачки; озноб; дрожь; потливость; понос; неуверенные движения; нарушенная координация. При применении эфедрона — гладкий, отечный, красный язык.

Поведение: оживление; невозможность усидеть на одном месте; деятельность, лишенная смысла; непоследовательность в действиях; неспособность слушать другого и быстрые, скачущие мысли.

На стадии абстиненции — пассивность; раздражительность; депрессии; тревожная мнительность; мания преследования; галлюцинации.

  • Растворители и клей


Внешние признаки: мутные глаза, отечное лицо, серовато-землистый оттенок кожи, ломкость волос и ногтей, запах растворителя от одежды.

Поведение: невнятная смазанная громкая речь, шаткая походка, активная жестикуляция. Состояние напоминает алкогольное опьянение. Всплески агрессии; галлюцинации («мультяшки»).

Через несколько часов — вялость, сонливость, жалобы на усталость, снижение успеваемости в школе.

  • Галлюциногены


Внешние признаки: повышение температуры и давления; расширение зрачков.

Поведение: странность восприятия предметного мира, его «одушевление»; изменение цветовосприятия; плавная замедленность движений; беседы с самим собой; замедленная речь и реакция на внешние раздражители; нарушение ориентировки во времени и пространстве; незаметная ранее склонность к мистицизму.

  • Марихуана


Внешние признаки: бледность кожных покровов, покраснение и отек глазных яблок, склер и век; слезящиеся «стеклянные» глаза; расширение зрачка, его замедленная реакция на изменение освещения; покраснение губ; сухость во рту; учащение пульса; повышение давления; сладковатый запах от одежды. При постоянном употреблении характерно пониженное давление; замена мышечной ткани жировой.

Поведение: активность, подвижность, суетливость; сбивчивая, торопливая речь; повышенная веселость; волчий аппетит. Через несколько часов — смена настроения на прямо противоположное: агрессия, вспыльчивость, беспричинная тревога; страхи.

Что делать

Первое — надо выяснить, какие наркотики употребляются, в каком количестве, как часто, каков срок с момента первого приема наркотика. Может помочь применение теста на определение наркотика (купить в аптеке — не проблема). Второе — постараться добиться признания факта наркозависимости. Сделать это обычно крайне сложно. И наконец, нужно убедить наркозависимого в необходимости посторонней помощи. К сожалению, лишь один из тысячи наркоманов способен признать это самостоятельно.

Как выбрать клинику

В мире нет методик и таблеток, которые полностью решают проблему наркомании. Искать стоит скорее врача, а не клинику. Стоимость услуг везде разная. Например, в программах фонда «Город без наркотиков» — 6 — 10 тысяч в месяц, в петербургских клиниках — в среднем от 60 до 250 тысяч в месяц. Но есть и те, кто берет до миллиона.

О клинике стоит узнать и свести в табличку следующее:

  •  конкретное содержание курса лечения наркомании — что будет происходить с вашим близким каждый день;
  •  методы, используемые в клинике;
  •  медицинские препараты во время всего курса снятия абстинентного синд-рома;
  •  сроки лечения;
  •  были ли случаи проноса в наркологическую клинику наркотиков;
  •  есть ли у клиники лицензия — и на что именно;
  •  давно ли существует клиника в данном регионе.


Выбор — особенно при первом обращении — стоит сделать на щадящем подходе. Крайне опасно соглашаться на «психиатрические» операции и терапии глубокого сна.

В ходе лечения наркоману снимают ломку (абстинентный синдром). Курс рассчитан на одну — три недели. Последствиями нередко становятся депрессия и стойкие нарушения сна. Тем не менее физическую зависимость нередко удается снять. Однако это лишь первый шаг в решении проблемы.

Реабилитация

С первых дней нахождения в наркологической клинике надо искать реабилитационную программу и убеждать наркомана ее пройти. При выборе реабилитационного центра необходимо выяснить:

  •  сроки и методику реабилитации (желательно не менее полугода);
  •  результативность (обещаниям выше 30 — 50% излечения верить не стоит);
  •  возможность пообщаться с теми, кто уже прошел данную программу (отказ должен насторожить);
  •  есть ли в центре консультанты, в прошлом употреблявшие наркотики (их отсутствие снижает эффективность);
  •  есть ли программа для семьи наркомана (отсутствие снижает возможность адаптации наркомана после возврата в привычный мир);
  •  что делать при рецидиве (необходима возможность коррекции);
  •  используется ли принуждение и насилие или просто жесткая дисциплина (второе считается предпочтительнее).


Основные реабилитационные направления, которые пользуются популярностью — в силу эффективности и(или) рекламы: программы, основанные на религии; трудотерапия; программа «12 шагов»; программа «Нарконон» (сеть в России и СНГ). Религиозные и трудовые центры — в основном бесплатные. Прочие — платные и достаточно дорогие.

Родным: это навсегда

Стоит помнить, что наркомания — пожизненное заболевание. Даже если человек прекратил употреблять наркотики, никогда нельзя терять бдительность и расслабляться. Наркоман не лечится. Он перевоспитывается. Ну а лечение наркозависимости невозможно без содействия родных и близких.

Между тем их поведение часто бывает неграмотным и вредит больному не меньше самих наркотиков. Родным наркомана надо научиться вести себя с ним правильно. Существуют специальные группы для родственников алкоголиков и наркоманов. Они бесплатные и анонимные, здесь помогут найти силы и поддержку.

Учтите, что в семьях наркоманов создается так называемая созависимость — взаимоотношения между наркоманом и его близкими, вызывающие резкие, травмирующие изменения в психологическом состоянии последних. Они теряют собственное «я», превращаются в жертву, легко поддаются обману и манипулированию. Избавиться от этого состояния самостоятельно иногда не менее трудно, чем от наркозависимости.

Про учет

После проведенного в государственной клинике лечения вы столкнетесь с проблемой постановки близкого вам человека на наркологический учет. При учете человек обязан периодически являться на прием к врачу-наркологу диспансера.

Он не имеет права выполнять работу, связанную с материальной ответственностью, не может заниматься деятельностью, связанной с пребыванием на высоте, с точными движениями, не может водить машину... Подросток, состоящий на наркологическом учете, не призывается на службу в армию.

При прекращении употребления наркотиков на учете в диспансере стоят три года. Если избавиться от зависимости не удалось, учет будет длиться до момента отказа от наркотиков плюс три года ремиссии. Считается, что это неприятный, но полезный инструмент в руках врача и родителей. Учет — способ обезопасить и общество, и самого наркомана.

Похудение — путь к наркотикам?

Жизнь непредсказуема: нередко наркоманами становятся люди, которые пытались решить проблему… лишнего веса. Эффективного и безопасного лекарства против ожирения и лишнего веса не существует. Однако медики продолжают его искать и периодически «находят». Вот только с течением времени все эти таблетки классифицируются как наркотики или яды. Примеры — эфедра, фенфлюрамин и даже амфетамин. Первоначально он применялся именно как препарат для похудения. Так что сбрасывать килограммы с помощью таблеток — прямой путь к зависимости.

↑ Наверх