Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

НАШИ ПРАВА: Износ по правилам

Недавно правительство РФ наконец-то утвердило правила, по которым считаются расходы на ремонт поврежденных автомобилей по полисам ОСАГО. Для этого потребовалось шесть лет!

Недавно правительство РФ наконец-то утвердило правила, по которым считаются расходы на ремонт поврежденных автомобилей по полисам ОСАГО. Для этого потребовалось шесть лет! Обязанности разработать порядок расчетов были установлены еще в первом варианте закона об ОСАГО, но чиновники их успешно не исполнили.

Причина задержек — стойкое противодействие новым правилам со стороны страховых компаний. Ведь в отсутствие правил они могли применять те условия и методики расчета, которые им выгоднее. Кстати, только общепризнанных методик расчета в стране насчитывается пять, причем оценка по ним отличается в разы.

Очередной выпуск приложения «Наши права» мы посвящаем новым правилам расчета износа при восстановительном ремонте автомобилей.


 

Расчет с владельцем автомобиля, пострадавшего в ДТП, должен быть произведен с учетом износа машины.

 


Где искать

Постановление правительства РФ, регулирующее вопросы степени износа и уровня расходов на ремонт, было принято 24 мая 2010 года. Его номер — 361. Оно называется  «Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств».

Официально опубликовано это постановление 31 мая. Ну а в силу вступает через три месяца после публикации, а именно — 1 сентября 2010 года.

Напомним, что на самом деле порядок расчетов был разработан Минтрансом еще  в 2004 году. Но он практически не работал. Однако после внесения поправок в закон об ОСАГО без утвержденных правил и порядка обходиться стало невозможно. Ведь по новой редакции закона расчет с владельцем автомобиля, пострадавшего в ДТП, должен быть проведен с учетом износа машины. При этом износ не может превышать 80 процентов.

Это означает, что владелец даже очень старого автомобиля хоть какую-то компенсацию за детали, но получит. В новых правилах прописано, на что он может рассчитывать. Тогда как ранее некоторые страховые компании устанавливали на старые машины износ даже выше 100% — и не платили совсем.

Основные правила

 Размер расходов на материалы и запчасти  рассчитывается:

  •  на дату дорожно-транспортного происшествия;
  •  в зависимости от возраста машины или детали и ее пробега;
  •  с учетом среднерыночных цен на запчасти в том регионе, где произошло ДТП.


При этом учитывается, что отдельные детали можно заменить только в комплекте или купить — только в сборе. Кроме того, оговорено, что отдельные агрегаты можно купить только при условии обмена на ремонтный фонд с зачетом его стоимости.

Оплата расходов на ремонт производится с учетом износа комплектующих изделий, которые надо отремонтировать или заменить.

Помимо деталей оплате подлежат также  материалы, которые в ходе ремонта подвергаются воздействию или изменяют свое физическое или химическое состояние (отвердители, растворители, разбавители...). Их стоимость определяется по среднерыночной цене, расход — по средним показателям по региону. Суммы за расходные материалы бывают весьма значительными, особенно для иномарок. Иногда они сравнимы по цене со стоимостью заменяемых деталей.

Без износа

Самое интересное для владельцев автомобилей — исключения из правил. Некоторые детали машин будут подлежать восстановительному ремонту без учета износа. Это касается узлов и агрегатов, при неисправности которых запрещается движение транспортных средств. Правда, перечня этих деталей в новых правилах нет, так что в этом отношении документ ущербный. Но Минтранс обещает, что список будет утвержден до конца года.

Ну а пока автовладельцам и страховщикам стоит ориентироваться на Правила дорожного движения. В них как раз такой перечень узлов и деталей имеется. Точнее, в них перечислены неисправности, при которых движение транспортного средства запрещено. Это узлы и детали тормозной системы, рулевого управления, тягово-сцепного устройства, очистителей стекла со стороны водителя и светотехники. Следовательно, при их повреждении замена должна быть произведена или оплачена без учета степени износа. Но, разумеется, в дальнейшем перечень может быть расширен.

И естественно, износ не будет распространяться и, соответственно,  рассчитываться на подушки и ремни безопасности.

Зависит от страны

Износ автомобилей будет оцениваться  в зависимости от страны, в которой произведен автомобиль. Самыми износоустойчивыми признаны машины, выпущенные в Японии. Они будут терять в цене меньше и медленнее всех остальных. Евросборка — на втором месте. К европейским отнесли даже машины, произведенные в Турции. Ну а наши отечественные легковушки — на последнем месте. В том числе иномарки, изготовленные в России.

Выходит, тем самым Минтранс косвенно признал большие проблемы с качеством иномарок, изготовленных в нашей стране даже путем простой сборки? Специалисты заявляют, что дело не в этом. Мол, нет у нас пока четкого определения термина «страна происхождения». Таковой считается страна, в которой машина произведена или подвергалась «достаточной переработке». Термины, как видите, довольно неопределенные. Они включают и сборку из комплектующих, и полный цикл производства.

Если деталь менялась

Новые правила регулируют возмещение расходов на замену или ремонт детали и в том случае, если она уже менялась. Ее износ будет считаться отдельно от всего автомобиля. Он будет зависеть от того, сколько времени и километров новая деталь проработала в старой машине.

Вроде бы справедливо. Но лишь в том случае, если у владельца есть все чеки и на запчасти, и на работы по их установке. Ведь не секрет, что граждане у нас запасливые — особенно владельцы «Жигулей». Имеют в гаражах детали, которых хватило бы и на сборку новой машины — а ставят их по мере необходимости. Правда, если раньше в основном делали это своими руками, то теперь все-таки придется чаще обращаться в автосервис: от этого зависит дата установки, которая пробивается на чеке или стоит в договоре.

Для подтверждения факта и даты замены детали годятся запись в ПТС, оплаченный заказ-наряд авторемонтной организации, маркировка организации-изготовителя даты выпуска комплектующего изделия...

Если документов нет, можно потребовать проведения технической экспертизы. Эксперт-техник обязан уметь отличать старую деталь от более новой.

Возраст детали и пробег при этом принимаются равными разности между датой ДТП и датой и пробегом на день предыдущей замены. Возраст детали для замены рассчитывается только в полных годах.

Снимут все, что рядом

При повреждении машины страховщикам придется оплачивать (и, соответственно, учитывать износ) не только самой детали, но и других частей автомобиля, без повреждения или изменения которых такая деталь не может быть заменена. Это называется «запчасти, полностью устраняющие повреждение». Например, при сильно помятом пороге, потребуется заменить не только сам порог, но и его усилитель.

Что и как посчитают

На детали из разных материалов износ будет различен, даже если год их выпуска или установки одинаковый. На пластиковые детали износ меньше, на металлические — больше.

Также отдельно указано, как считать износ шин или аккумуляторов. А для кузова при расчете износа будет учтена  гарантия производителя от сквозной коррозии.

Среднерыночная — это что?

Как рассчитать рыночную стоимость заменяемой детали — большой вопрос. В правилах указано, что это делается… методом статистического наблюдения. Его необходимо проводить среди продавцов, действующих… в пределах географических границ товарного рынка каждой меняемой запасной части или комплекта. Но не там, где производится ремонт, а там, где произошло ДТП.

Так что если вы уехали в отпуск и попали в аварию, скажем, в Тьмутаракани, расходы вам возместят именно по средним тьмутараканским ценам. При этом сами определить рыночную цену путем сложения всех цен и деления на число продавцов вы не сможете. Так как при этом еще должна учитываться…  доля каждого продавца на своем географическом рынке. Кто будет вести эти подсчеты, в новых правилах указано. Это федеральные органы власти, которые должны на своем сайте вывесить длинный список соответствующей документации. Однако в Минтрансе пока даже не знают, как к этому подступиться.

Правила износа

Износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата), подлежащего замене при восстановительном ремонте транспортного средства, не может начисляться свыше 80 процентов его стоимости.

При этом при исчислении износа учитывают гарантии производителя от сквозной коррозии на кузов. При износе шин учитывается по специальной формуле высота рисунка новой шины и высота фактическая. Износ шин дополнительно увеличивается в зависимости от их возраста. От трех до пяти лет — на 15%, свыше 5 лет — на 25%.

Износ аккумуляторов также считается по особым правилам. Он зависит не только от возраста аккумулятора, но и от нормативного срока его службы. При среднегодовом пробеге до 40 тысяч километров нормативный срок службы аккумулятора принимается равным четырем годам, свыше 40 тысяч — трем годам.


Что будет с методикой?


Остановимся немного на вопросе, который остался за рамками данных правил.  Это проблема стоимости восстановительного ремонта, которую страховая компания должна оплатить пострадавшему на основе специальной методики. Повторяем, таких методик у нас в стране аж пять. На какую ориентироваться автовладельцам? Можно ли оспорить применение какой-либо, если водитель считает, что страховщик его обманул?

Вопрос остается спорным. Ни одна из пяти методик законной не считается, так как ни одна не была зарегистрирована в должном порядке. Единую же методику для всей страны Минтранс так и не создал. Что делать?

Возмещение убытков со стороны виновника регулируется  Гражданским  кодексом, а не ОСАГО. Следовательно, придется рассчитывать на оценщиков и экспертов-техников. Даже страховые компании тоже обязаны основываться именно на их заключениях. Следовательно, важна легитимность этих специалистов.

Так, оценщики должны состоять в саморегулируемой организации оценщиков. Эксперты-техники обязаны пройти аккредитацию при РСА. Все они работают в рамках трех видов  экспертной деятельности: оценочной, государственной судебно-экспертной и независимой технической. Последняя обязана установить лишь обстоятельства, влияющие на страховую выплату, — но не ее сумму.

Все три вида экспертиз для суда равноценны. И если конфликт доходит до судебного разбирательства, судьи вправе выбирать любую, на свой вкус. Так что — как повезет. Кстати, «эксперты» при страховых компаниях — в том числе действующие по договору с ними — чаще всего встречают со стороны судов «непонимание». Ибо ни один такой эксперт не числится, как требует закон, в Государственном реестре экспертов-техников при Минюсте.

А кто же в реестре? Вопрос, как говорится, интересный. Чтобы попасть в реестр, требуется около 500 часов профессиональной переподготовки на базе высшего образования в лицензированном учебном заведении, которому разрешено готовить экспертов-техников. Затем — аттестация межведомственной аттестационной государственной комиссией. И только потом — реестр с выдачей свидетельства за подписью замминистра юстиции. В итоге в российском реестре пока… нет ни одного эксперта-техника. Ведь аттестационная комиссия пока работу не начала, хотя обещают «вот-вот».

Считается, что с 1 сентября все заработает. И эксперты-техники будут оценивать состояние автомобилей, а оценщики, которым техэкспертиза неподвластна, будут определять суммы.

Пожаловаться на действия тех и других можно будет вполне легально. На оценщиков — в их саморегулируемую организацию. На экспертов-техников — в комитет по независимой экспертизе экспертов-техников при РСА (Российской ассоциации страховщиков).


Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх