Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 20 ноября 2024

НАШИ ПРАВА: Жители многоэтажек заплатят за лифты по полной

В скором времени в стране начнет действовать технический регламент безопасности лифтов. Он устанавливает минимально необходимые требования к безопасности лифтов на всех стадиях их производства, эксплуатации и ремонта. Однако безопасный минимум обойдется недешево.

В скором времени в стране начнет действовать технический регламент безопасности лифтов. Он устанавливает минимально необходимые требования к безопасности лифтов на всех стадиях их производства, эксплуатации и ремонта. Однако безопасный минимум обойдется недешево.

О том, какие изменения должны быть сделаны в лифтовом хозяйстве города и за чей счет, мы рассказываем в очередном выпуске приложения «Наши права».

За лифты отвечает собственник

Действие нового техрегламента распространяется на лифты и устройства безопасности лифтов, предназначенные для использования и используемые на территории Российской Федерации в жилых и офисных зданиях. Регламент не распространяется на лифты в шахтах, на кораблях и в самолетах.

Регламент четко определяет понятие «владелец лифта». Это собственник или собственники здания, сооружения или его части, в котором находится лифт. Для многоквартирного дома это собственники всех помещений в доме, которые владеют им на правах общей долевой собственности. Кроме того, владельцами лифтов признаются организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится то или иное здание или сооружение.

Жителям многоэтажек, имеющих в собственности квартиры, стоит знать, что именно они являются владельцами лифтов со всеми вытекающими из этого финансовыми последствиями. Правда, большинство собственников квартир передали свои дома в оперативное управление УК — управляющим организациям в лице жилкомсервисов. Однако несут ли они ответственность за лифты, зависит от условий договора, подписанного ими с собственниками квартир.

Главное — контроль

Владельцы лифтов обязаны организовывать периодические осмотры, техобслуживание и ремонт лифтов, а также оценку их соответствия техническому регламенту. Самостоятельно эти работы они проводить не вправе и обязаны привлекать для этого специализированную лифтовую организацию.

Если текущий контроль за работой лифта ведет диспетчер, к работе его могут допускать только после аттестации специалистами-лифтовиками.

Четверть века — это предел?

Владельцы лифта обязаны пресечь его эксплуатацию немедленно по истечении назначенного срока службы, указанного изготовителем в паспорте лифта. Если в паспорте сведений нет, назначенный срок службы лифта устанавливается равным 25 годам со дня ввода его в эксплуатацию.

Ранее таких строгих требований к возрасту лифтов не существовало. Старый, но исправный лифт можно было эксплуатировать, получив соответствующее разрешение. Теперь все будет гораздо сложнее: лифт придется модернизировать в соответствии с новыми требованиями или менять.

Этот пункт технического регламента может стать самым разорительным для жителей многоквартирных домов. Дело в том, что ремонт лифта с истекающим сроком эксплуатации (вместе с шахтой) обходится в сумму не менее миллиона рублей. Покупка нового лифта обойдется в сумму не менее полутора миллионов. И все эти деньги обязаны выложить из своего кармана собственники квартир многоквартирного дома.

В Петербурге не менее половины лифтов уже отработали свой ресурс — некоторые дважды — и давно требуют замены или капремонта. Ранее эти работы велись за счет бюджета города, который делал таким образом владельцам квартир весьма щедрый подарок. Власти города резонно предполагали, что заставить собственников квартир оплачивать замену лифтов им не удастся, а эксплуатировать старые лифты — опасно для жизни. И так в городе было немало несчастных случаев. Возможно, именно поэтому в городе действовала программа модернизации лифтов. В прошлом году, например, на эти цели было выделено более 600 миллионов рублей. Хватило как раз на 600 лифтов.

Сейчас средства на эти цели резко сокращены. Что будет дальше — неизвестно. Однако вполне может наступить момент, когда в десятках и даже сотнях домов технические службы вынуждены будут просто останавливать лифты, не прошедшие модернизацию вовремя.

Кстати, даже за утилизацию старого лифта придется тоже платить жителям квартир, оформивших их в свою собственность.

Защита от вандалов

Технический регламент обязывает владельцев ставить в лифтах, доступ к которым не ограничен, специальную защиту от вандализма. В том числе:

  •  отделку ограждения, стен, потолка и пола лифта из материалов, снижающих риск их намеренного повреждения или поджигания;
  •  выполнение всех кнопок, сигнализации, освещения в кабине и на этажных площадках из материалов, снижающих риск их намеренного повреждения или поджигания;
  •  сплошное ограждение шахты;


Если лифт подключен к диспетчерскому контролю, связь его с пунктом управления должна быть постоянной.

Раз в год — на проверку

Ранее сертификацию лифтов владельцы были обязаны проводить только по истечении определенных сроков службы. Теперь эта процедура должна повторяться каждый год. Она называется оценка соответствия или декларирование соответствия. Для ее проведения потребуется полное, периодическое или частичное техническое освидетельствование каждого лифта, а также проведение экспертизы и государственного контроля. Выбор той или иной процедуры зависит от возраста лифта.

Обязательной сертификации органом по сертификации подлежат пять устройств каждого лифта:

  •  буфер;
  •  гидроаппарат безопасности;
  •  замок двери шахты;
  •  ловители;
  •  ограничитель скорости.


Новые лифты будут сертифицироваться специальными лабораториями на месте их производства. Старые должны пройти ту же процедуру с помощью специализированной лифтовой организации, которая должна провести испытания почти как в лаборатории, представить в орган сертифицирования все результаты и ждать документа о сертификации. Без него лифт эксплуатировать будет невозможно.

Видимо, в связи с длительностью этой процедуры срок вступления в силу регламента о безопасности лифтов отодвинут на 2010 год. За это время лифтовики должны получить сертификаты на действующие лифты. А управляющие организации (и соответственно собственники квартир) должны выступать инициаторами проведения этой работы.

Кстати, лифтовые организации бесплатно работать не будут. А в органы сертифицирования ближе к сроку начала действия регламента наверняка выстроится длинная очередь желающих получить документ, разрешающий эксплуатацию лифта.

Здесь есть, правда, одна лазейка. Типовые лифты могут быть сертифицированы путем «установления тождественности их характеристик существенным признакам». Этот пункт предполагает, что сертификацию каждого из старых лифтов можно проводить по представленной заявителем документации. Вот только не факт, что такая документация сохранена на все лифты и доступна для тех, кто будет заказывать сертификацию и оплачивать ее.


Платить придется постоянно

Каждый владелец лифта обязан заключить с органом сертификации договор о периодическом техническом освидетельствовании. Оно обязательно раз в год. Результаты периодического технического освидетельствования оформляются актом и записываются в паспорт лифта специалистом органа по сертификации.

При замене отдельных узлов и механизмов лифт должен быть освидетельствован дополнительно, если ремонт затрагивал конструкционные элементы лифта и систему его безопасности.

Лучше позаботиться заранее

После испытаний (или проверки документации) орган по сертификации имеет целый месяц для того, чтобы определиться с решением по каждому конкретному лифту. Этот орган вправе выдать сертификат соответствия или отказать в его выдаче. Отказ должен быть мотивированным, но это не окончательный приговор. Владельцам лифта дается возможность устранить несоответствие требованиям технического регламента и обратиться за сертификатом повторно.

Срок действия сертификатов соответствия на новые серийно изготавливаемые лифты и устройства безопасности лифтов — от 3 до 5 лет, в зависимости от выбранной схемы сертификации. Если их устанавливают в течение этого срока, сертификат действителен в течение назначенного срока службы.

После установки лифта и приема его в эксплуатацию сертификация проводится раз в год.

Естественно, владельцам лифтов лучше позаботиться о сертификации, не дожидаясь истечения предельных сроков ее назначения. При этом надо учесть, что информация о результатах сертификации будет направлена в органы госконтроля в течение 10 дней со дня принятия решения о выдаче или об отказе в сертификате. Если владельцы будут эксплуатировать лифт без сертификата, их ждут серьезные неприятности. За решетку, конечно, не посадят (если жертв не будет), но штрафы назначат существенные. Выплачивать их придется управляющим организациям, а в итоге — собственникам квартир.

 

 


Что будет со старыми лифтами?

Как-то трудно себе представить, что в одночасье от четверти до половины многоэтажек Петербурга останутся без лифтов, выработавших свой срок эксплуатации. Авторы технического регламента оставили для них лазейку: старые лифты должны подвергнуться процедуре оценки соответствия своего технического состояния требованиям нового регламента безопасности лифтов. Однако сама эта оценка — процедура достаточно дорогостоящая. И владельцам лифтов стоит подумать, что обойдется им дешевле: покупка нового лифта с определенной помощью из бюджета города или экспертиза старого и его дорогостоящий ремонт, без которого ни один лифт старше 25 лет обойтись просто не сможет.

Правда, формально у владельца лифта есть выбор из трех возможных: модернизация лифта, его замена либо выведение лифта из эксплуатации.

Лифты должны переписать

После монтажа или ремонта лифты проходят полное техническое освидетельствование. Результаты заносятся в паспорт лифта и оформляются актом, который передается специализированной лифтовой организации. После чего лифтовики обязаны оформить декларацию соответствия лифта требованиям технического регламента. Копия декларации прилагается к паспорту лифта и подлежит хранению в течение всего срока эксплуатации.

Все лифты подлежат учету в органах государственного контроля. Зарегистрировать лифты обязаны сами их владельцы не позднее чем через 10 дней после их установки или капремонта. До ввода лифта в эксплуатацию не допускается его использование для транспортировки людей и грузов, не связанное с его монтажом, наладкой и испытанием.

Сроки экспертизы

Для лифтов, которые были установлены до ввода в действие нового технического регламента, но предельный срок службы еще не выработали, также установлены обязательные проверочные процедуры. Владельцы лифтов обязаны обеспечить проведение обязательной экспертизы этих устройств. Хорошо еще, что для этого дается достаточно большой срок:

 

  •  5 лет — для лифтов, изготовленных до 1992 года;
  •  7 лет — для лифтов, изготовленных после 1992 года.


При проведении экспертизы проверяется соответствие лифта общим требованиям безопасности нового регламента. Если будет выявлено несоответствие, специалисты обязаны дать владельцам рекомендации по повышению безопасности лифта и сроки их выполнения. Нарушать эти сроки не рекомендуется, иначе органы госконтроля запретят использовать «лифт-нарушитель».

Фото Натальи ЧАЙКИ, рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА

↑ Наверх