НАШИ ПРАВА: Рецепт от коррупции
Главное препятствие развития России — коррупция. Этот диагноз вначале поставили нам зарубежные политики и экономисты, но только два года назад его признали и в России, приняв соответствующий закон. Однако все это время закон был отдельно, жизнь — отдельно, а объемы взяткобрательства росли вверх и вширь. Лишь на днях президент подписал наконец документ, которым утвердил Национальную стратегию и Национальный план противодействия коррупции на ближайшие два года.
Главное препятствие развития России — коррупция. Этот диагноз вначале поставили нам зарубежные политики и экономисты, но только два года назад его признали и в России, приняв соответствующий закон. Однако все это время закон был отдельно, жизнь — отдельно, а объемы взяткобрательства росли вверх и вширь. Лишь на днях президент подписал наконец документ, которым утвердил Национальную стратегию и Национальный план противодействия коррупции на ближайшие два года. Указ об этом под номером 460 опубликован 15 апреля. В очередном выпуске приложения «Наши права» мы расскажем, как нам теперь предстоит «вписаться» в этих планов громадье. Ведь от удачи или, наоборот, неудачи исполнения данных документов зависит, какой станет наша страна в целом и жизнь каждого из нас.
Зачем бороться?
Взятки — традиция многих стран, и нашей в том числе. Считается, что, как система, они прижились у нас в ходе татаро-монгольских завоеваний и за триста лет расцвели столь пышным цветом, что легче оказалось приспособить к ним новые государственные институты, чем полностью от них отказаться.
Сейчас общественное мнение относительно взяток и иных форм коррупции в России резко отрицательное. Однако, судя по исследованиям, 85% россиян используют взятки в повседневной жизни. Чаще всего мелкие. Но и от крупных никто не застрахован.
Зараза проникла столь глубоко, что на высочайшем уровне признана системной угрозой национальной безопасности. «Грехи» коррупции названы поименно. Коррупция виновата в том, что:
- серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов;
- препятствует проведению социальных преобразований;
- препятствует модернизации национальной экономики;
- вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам;
- создает негативный имидж России на международной арене.
В связи с этим главной целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию.
Задача не из слабых. Ее успешное выполнение может обернуться коренным переустройством всей системы взаимодействия граждан и власти друг с другом и между собой. Итогом исполнения стратегии и плана должно стать автоматическое следование правилам антикоррупционного поведения чиновников и общества. Чтобы брать и давать взятки стало так же стыдно, как чавкать во время еды или оправляться прямо на улицах.
В указе президента приведены основные направления реализации Национальной стратегии противодействия коррупции. Их несколько меньше, чем букв в русском алфавите. Но количество пунктов — от «А» до «Х» — говорит само за себя. При этом реализовывать стратегию обязаны все без исключения — от государственных и муниципальных органов власти до физических лиц.
Национальный план противодействия коррупции рассчитан пока до 2011 года. Помимо общих слов и надоевших уже призывов план содержит и вполне конкретные меры. Ниже мы приводим часть из них.
Конфликт интересов
В ближайшее время должны быть созданы, а где есть — расширены специальные комиссии. Они должны следить за соответствием поведения госслужащих специальным требованиям, установленным в законодательном порядке. Их главная цель — выявлять возможный конфликт интересов.
Приведем типичный пример такого конфликта. Не будем тыкать пальцами, но, когда у мэра — официально почти нищего — есть супруга, владеющая строительным бизнесом, комиссии просто обязаны вмешиваться. А уж если она раз за разом получает выгодные подряды, всякий раз побеждая на конкурсе, организованном подчиненными ее мужа, — сам бог велел заняться конфликтом интересов. Вот только сможет ли какая-то комиссия воспрепятствовать подобному тандему?
В комиссиях должны присутствовать, помимо ответственных лиц, представители общественных организаций ветеранов, общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, работники управления президента РФ по вопросам государственной службы и кадров, аппарата правительства РФ. Аналогичные комиссии должны быть созданы и в регионах, и в каждом муниципалитете.
Электроника поможет
Следующая часть плана — добиться прозрачности всех действий исполнительной власти на всех ее уровнях. Предполагается, что этому помогут инновационные технологии и межведомственное электронное взаимодействие всей властной структуры.
Гражданам также придется общаться с властью преимущественно с помощью компьютера. Правда, каким образом этого удастся добиться за предстоящие полтора года — пока неясно. Ведь электронный документооборот для большинства регионов — несбыточная мечта. Для этого предстоит:
- открыть многофункциональные центры для предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг;
- разместить в Интернете решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
- оказать господдержку производства, распространения и тиражирования теле- и радиопрограмм по правовому просвещению.
Юрфаки скоро прикроют
Чтобы исчезла коррупция, народ надо учить. Особенно ту часть народа, которая ходит в форме и следит за порядком. Однако с этим у нас, как известно, напряженка. Безграмотность сотрудников правоохранительных органов уже вошла в многочисленные пословицы и поговорки. В связи с этим решено создать новые федеральные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования в области юриспруденции.
В рамках этого процесса уже в ближайший год придется решить вопрос о целесообразности обучения юристов в непрофильных вузах. Эти факультеты просто прикроют. Таким образом, у вузов исчезнет кормушка, а у любителей корочек о юридическом образовании — возможность покупать дипломы без реального обучения. Абитуриентам -2010 стоит учитывать это в своих планах на будущее.
Свобода бизнеса
Один из главных источников коррупции — право чиновников что-то разрешать и контролировать. В России это право достигло запредельного уровня. Предполагается, что к концу 2011 года этому придет конец. Для начала предпринимательской деятельности будет предусмотрен уведомительный порядок, как в Европе. Однако при этом будет обнародован исчерпывающий перечень видов деятельности, на которые такой порядок не распространяется;
Одновременно контрольно-надзорные и разрешительные функции органов власти будут резко урезаны — «оптимизированы». А госслужащим придется привыкнуть к ротации кадров. Кстати, в свое время это сильно помогло сократить коррупцию в Испании: хочешь стать чиновником — готовься к переездам в другие регионы каждые три года.
Кроме этого, бизнесу придется почистить уставы своих предприятий. Из них придется исключить пункты, дублирующие нормы закона. А вся информация должна стать короткой и понятной — в том числе рядовым учредителям и акционерам.
За свободу — пусть относительную — придется платить повышенной ответственностью. Гендиректора и члены правлений коммерческих и некоммерческих организаций будут лично отвечать за убытки, причиненные их неправомерными действиями в условиях конфликта интересов. Это новшество должно резко ограничить случаи принятия управленческих решений, которые прямо вредят «собственному» бизнесу, его акционерам или участникам.
Как известно, многое для этого уже делается. Например, вместо лицензионных органов в строительстве заняли СРО — саморегулируемые организации, которые отвечают за качество работы своих членов специальным страховым фондом. Своим указом президент обязал организовать мониторинг деятельности саморегулируемых организаций — видимо, чтоб им жизнь медом не казалась и голова не закружилась от вседозволенности, последовавшей после многих лет жесткого госконтроля.
Бюджеты возьмут под контроль
Главный источник коррупции — само государство. Именно через органы власти исчезают в никуда миллиарды бюджетных средств. К контролю за ними решено привлечь общество, а также — напрячь счетные палаты. Их целью должен стать не только контроль за расходами, но и оценка эффективности управления имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности.
В Петербурге можно найти массу ситуаций, когда такой контроль может стать весьма эффективным. Например, давно требует внимания странная практика сдачи коммерческих площадей в аренду за относительные копейки при наличии десятков сотен субарендаторов, которые платят тысячи долларов в месяц «мимо кассы» КУГИ.
Не хотим, но заставляют
Меры по противодействию коррупции наше государство принимает во многом вынужденно. Мы рассчитываем на конвенцию ООН против коррупции и теперь просто обязаны стараться. Тем более что законодательство ряда стран обязывает бизнес раскрывать детали коррупционных сделок за рубежом. На этом уже попались Даймлер-Бенц и наша генпрокуратура. Позор на весь мир после коррупционного скандала, начавшегося в США, — неплохой стимул для усиления мер по противодействию коррупции. Недаром стратегия и план появились у нас как раз после этого.
Впервые в национальную стратегию включены положения, которые обязывают граждан и органы власти бороться с проявлениями «бытовой» коррупции. Правда, совершенно непонятно, как уследить за каждой коробкой конфет или бутылкой коньяка, которые перекочевывают из рук граждан в сумки врачей или учителей.
Следить будет прокурор
Помимо кадровиков и прочих чиновников, обязанных следить за коррупционными проявлениями, контроль за этим возложен указом на прокуратуру РФ. Раз в год генпрокурор будет отчитываться по этому вопросу перед обеими палатами парламента, раз в полгода — на президиуме совета при президенте. Соответственно, нижестоящие прокуроры обязаны будут делать то же самое каждый на своем уровне.
При этом в обязанность прокуратуры вменена не только поимка банальных взяточников, но — главное — антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов всех уровней и ветвей власти.
Кроме этого, прокуратуре придется надзирать за исполнением законов РФ об использовании госимущества и размещении госзаказов на товары, работы и услуги для госнужд.
А еще «органы» обязаны выявить и вернуть в Россию имущество, полученное преступным путем на территории РФ и вывезенное за ее пределы. Причем сделать это... до 1 сентября 2011 г. Скорее всего для этого придется участвовать в инициативе Всемирного банка и Управления ООН по наркотикам и преступности по возвращению похищенных активов.
Одновременно придется проанализировать, каким образом наше законодательство позволяет юридическим лицам, от имени которых или в интересах которых совершаются коррупционные преступления, избегать ответственности. Поименно президент при этом никого не назвал, но скандал с поставками в Россию «мерседесов» и компьютеров за взятки — подразумевается сам собой.
Наши юристы должны изучить соответствие Конвенции о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок законодательству России. Если соответствует — придется подписывать. Конвенция существует с 99-го года. Но только сейчас мы будем пытаться начинать действовать в согласии с ней.
Лоббистам — быть?
Уже к 1 октября Минюсту предложено доложить президенту и его совету вопрос об официальном введении в нашей стране института лоббизма. Все равно он существует и сейчас — причем вредит как может. Так пусть работает легально, под контролем и прозрачно — как, например, в США.
Одновременно с программой введения лоббизма президент повелел разработать долгосрочную программу повышения эффективности исполнения судебных решений.
Рисунок Игоря КИЙКО