Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 20 ноября 2024

НАШИ ПРАВА: Свобода и кошелек

Недавно президент подписал поправки в ряд законодательных актов Российской Федерации, которые защищают права граждан на личную свободу даже в том случае, если они совершили какое-то правонарушение. Мы искренне надеемся, что нашим читателям не придется столкнуться с подобными проблемами. Но о своих правах лучше при этом знать.

Недавно президент подписал поправки в ряд законодательных актов Российской Федерации, которые защищают права граждан на личную свободу даже в том случае, если они совершили какое-то правонарушение. Мы искренне надеемся, что нашим читателям не придется столкнуться с подобными проблемами. Но если все же, не дай бог, жизнь поставит в сложные условия — о своих правах лучше при этом знать.

Поэтому очередной выпуск приложения «Наши права» мы посвящаем двум важным нововведениям в законодательстве — новым правилам, ограничивающим всевластие чиновников при общении с бизнесом в попытках воспрепятствовать законной предпринимательской деятельности, и новым правилам замены ареста залогом.

Поправки прописаны в Федеральном законе от 7 апреля 2010 г. № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Они вступили в силу 9 апреля сего года.


Теперь легче выйти на свободу, даже взяв деньги в долг.


Арест как исключение

Благодаря изменениям в ряде законодательных актов арест как мера пресечения на время следствия должен стать исключительным случаем. Органы следствия этому, правда, сопротивляются. Но логика изменений в законодательстве ведет именно к этому.

Изменения в УК и УПК внесены в рамках либерализации нашей судебно-правовой системы. Цель — изменить карательный характер наших правоохранительных органов. Не секрет ведь, что люди годами сидят под следствием за решеткой, хотя их вина совершенно не доказана.

Случаи, когда человека могут держать за решеткой до суда, теперь прописаны более четко.

Чиновников уволят с волчьим билетом

Две статьи Уголовного кодекса — 171-я и 172-я — предусматривают наказание за незаконное предпринимательство и незаконную банковскую деятельность. Ранее в этих статьях содержалось определение «нарушение лицензионных требований и условий».

Формулировка была крайне неопределенной. На деле она позволяла любому чиновнику любого ранга из любого контрольного или административного органа прессовать руководителей коммерческих организаций как кому хочется. «Взяткоемкость» данного определения зашкаливала за все мыслимые пределы. Ведь заинтересованные чиновники могли трактовать ее как бог на душу положит, чтобы «прогнуть» бизнесмена. Теперь такая формулировка из обеих статей исчезла.

Президент продолжает последовательно защищать представителей бизнеса от произвола чиновничьего аппарата. Причина: административные препятствия названы мировой бизнес-элитой главной причиной низкой инвестиционной привлекательности России.

Именно поэтому чиновникам следует знать, что они могут не только лишиться своих постов, но еще и серьезно пострадать за любое воспрепятствование законной предпринимательской деятельности. Могут наказать рублем, могут — за решетку отправить. Санкции за это преступление ужесточены в ст. 169 УК.

Так, в два раза увеличен штраф для таких чиновников. Теперь их могут заставить заплатить до 500 тысяч рублей, даже если они действовали чисто из идейных соображений, не вымогали взяток и не получали иной выгоды.

Кроме того, на три года увеличен минимальный срок запрета занимать определенные должности. А штраф, увязанный с наказанием в виде лишения права на «профессию», вырос с 80 до 250 тысяч. Существенно увеличено и наказание, связанное с реальным лишением свободы. Ранее посадить таких чиновников могли на срок до двух лет, теперь — до трех.

Перебор и недобор


Статья, наказывающая за лжепредпринимательство, в УК значилась под номером 173. Применять ее на практике с толком не получалось. И все потому, что она дублировала еще с десяток статей Уголовного кодекса — но в то же время страдала отсутствием важных деталей, которые позволяли бы наказывать преступников, а не честных граждан.

Полная неопределенность формулировок законодателям надоела, и теперь статья признана утратившей силу.

Зато ее «соседка» — статья 174 УК — страдала иными изъянами. Она посвящена отмыванию преступных доходов и имущества. Статья, наказывавшая за легализацию добра, полученного преступным путем, использовалась к месту и не к месту, то есть слишком широко.

Приведем пример. Если гражданин сдавал внаем свое жилье без уведомления налоговых органов, его могли привлечь по статье «Незаконное предпринимательство». Но если он на деньги за сданную квартиру покупал, скажем, утюг — ему вправе были добавить уголовную статью об отмывании денег. При этом первая статья грозила штрафом или условным сроком, а вторая — уже реальным наказанием за решеткой.

Теперь статья 174 излагается в новой редакции, устраняющей привычные недостатки. Виновными в легализации преступных доходов могут быть признаны только граждане, которые совершили какие-либо сделки с «преступными» доходами в целях придать им правомерный вид. Наказание по этой статье не изменилось, но оно и так было весьма существенным — от небольшого штрафа до 10 лет отсидки.


«Кресты» переполнены еще с царских времен. Новые правила залога помогут подследственным ждать суда на свободе.


Правила залога

Правила, которые позволяют отпускать граждан из-под стражи за деньги, детализированы и ограничивают произвол в отношении подследственных и подсудимых. Редакция статьи 106 из УПК — «Залог» — существенно уточнена. Это позволит судьям и следователям резко расширить ее применение, даже если они не очень-то этого хотят.

Так, ранее обращаться за залогом гражданин мог только в момент определения ему меры пресечения. Теперь такое право ему дано и в другие периоды следствия или суда.

— Залог в качестве меры пресечения может быть избран в любой момент производства по уголовному делу.

Следовательно, отказ в случае первого обращения об освобождении под залог — еще не причина, чтобы не подавать аналогичные заявления через какое-то время, ведь обстоятельства могут меняться.

Тайна следствия — не препятствие

Залог за того или иного человека вправе внести и совершенно посторонние ему люди. При этом любым сторонним лицам, которые вносят залог, обязаны разъяснить существо подозрения или обвинения, в связи с которым избирается данная мера пресечения. Ему обязаны также подробно рассказать обо всех связанных с залогом обязательствах и последствиях их нарушения. Ведь в том случае, если гражданин, за которого вносится залог, нарушит определенные правила, имущество владельцу не возвращается.

Куда и что придется сдать


Залог передается в органы следствия или в суд — в зависимости от того, в чьем производстве или рассмотрении находится то или иное дело.

В залог можно сдать следующие ценности:

  •  недвижимое имущество;
  •  движимое имущество;
  •  деньги и ценности;
  •  акции и облигации, допущенные к публичному обращению в Российской Федерации.


Залог в органы следствия или в суд вправе передавать сам подозреваемый, обвиняемый или подсудимый либо другие физические и юридические лица, которые хотят ходатайствовать о применении залога. Даже совсем посторонние.

Вид и размер залога определяет только суд. При этом обязательно должны учитываться данные о личности и имущественном положении гражданина, которого будут именовать залогодателем.

Единственное ограничение: имущество, на которое не может быть обращено взыскание, залогом признано быть не может. Например, квартира, в которой проживают маленькие дети. Перечень имущества, которое не подлежит взысканию, содержится в Законе РФ «О залоге».

На все время залога на заложенное имущество накладывается ограничение. Арестом это назвать нельзя, но любые сделки с заложенной недвижимостью запрещены.

Если предмет залога — недвижимость, факт залога должен быть зарегистрирован в Регистрационной палате. Государство само оценивает стоимость имущества, передаваемого в залог. Оценка бесплатна. Госпошлину при регистрации также уплачивать не нужно.

Кстати, в этом может быть зарыта собака. Ведь сроки внесения залога закон ограничивает. А что делать, если Регистрационная палата задержит регистрацию залога на несколько дней, а то и недель? Ведь тогда о возобновлении залога опять придется упрашивать суд.

При этом любое заложенное имущество управляется по особым правилам. Государство гарантирует его сохранность.

Если предмет залога — деньги, они вносятся на депозитный счет соответствующего суда или следственного органа. Об этом составляется протокол, копия которого вручается залогодателю.

Сколько придется платить

Суммы, которые подследственным и подсудимым придется выложить за право выйти из-под ареста, для простых граждан велики. Правда, до десятков миллионов, как в западном судопроизводстве, у нас дело пока не дошло. Но и «наших» сумм многим будет не найти. Величина залога строго оговорена:

  •  по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести залог не может быть менее 100 тысяч рублей;
  •  по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях залог не может быть менее 500 тысяч рублей.


Согласитесь, это немало. Но и не так много, как кажется, — при том что для внесения залога можно занять у знакомых или взять кредит в банке. Ведь если гражданин не пустится в бега, заложенные средства или имущество в итоге вернутся к нему, членам его семьи или иным залогодателям.

В ряде западных стран существуют специальные агентства, которые дают деньги для внесения залога и потом сами следят за тем, чтобы их клиенты не нарушали правил поведения, оговоренных судом на период действия постановления об этой мере пресечения. Себе берут определенный процент. У нас пока до этого дело не дошло. Но скорее всего такие агентства — дело недалекого будущего.

Ходатайство о применении залога подается в суд по месту производства дела. Суд обязан рассмотреть его одновременно с ходатайством следователя в отношении того же человека об избрании иной меры пресечения. Ну а если следователь своего заявления в суд не предоставил, судья решает вопрос только по ходатайству самого обвиняемого.

Сроки внесения

Сроки внесения залога устанавливает суд. Максимум — 72 часа с момента вынесения судебного решения, если человек уже задержан. Если срок пропущен, решение о залоге автоматически отменяется. Если внесение залога применяется вместо ранее избранной меры пресечения, то эта мера пресечения действует до внесения залога.

Когда вернут или заберут

Выпущенный под залог гражданин обязан являться в органы следствия, не допускать иных правонарушений и соблюдать все правила поведения, оговоренные в постановлении суда. Если он что-то нарушит — залог обращается в доход государства. Для конфискации залога в пользу государства требуется отдельное судебное решение.

Залог будет возвращен его хозяину только в двух случаях: если состоялся суд и человеку, за которого внесен залог, вынесен приговор или если уголовное дело в его отношении прекращено органами следствия и дознания.

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх