НАШИ ПРАВА: Торговля в законе
В последние дни декабря был наконец-то принят и опубликован закон, который регулирует торговлю в российском государстве. Разработка и обсуждение этого закона столкнулись с мощнейшим противодействием. Возможно, поэтому процедура растянулась почти на 10 лет.
В последние дни декабря был наконец-то принят и опубликован закон, который регулирует торговлю в российском государстве.
Разработка и обсуждение этого закона столкнулись с мощнейшим противодействием. Возможно, поэтому процедура растянулась почти на 10 лет. Мы уже давно живем не в том государстве, каким оно было в самом начале работы над законом. Однако лишь кризис окончательно подтолкнул российские власти наконец-то договориться хотя бы о самых общих правилах для торговли.
Напрямую покупателей закон не касается. Он регулирует лишь отношения между поставщиками продукции и торговлей, права и обязанности государства в этой сфере. Однако мы решили рассказать о новом законе в очередном выпуске приложения «Наши права» в связи с тем, что косвенно он отразится на каждой российской семье. В нем впервые предпринята попытка поставить на место крупные торговые сети, прекратить грабеж производителей, обусловить регулировку цен. Если она окажется удачной, всем гражданам нашей страны станет немного легче жить. А уж если этот закон станет первым шагом на пути к цивилизованным правилам торговли — и того лучше.
Новая жизнь начнется с февраля и с июля
Федеральный закон № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» был принят 18 декабря 2009 года, подписан президентом 29 декабря и на следующий день опубликован в «Российской газете». Основные положения закона вступают в силу с 1 февраля 2010-го, но одна статья вводится в действие лишь с 1 июля 2010 года. Это статья 14, которая запрещает монополизацию рынка сетевиками в муниципальных районах и город-ских округах. Видимо, это сделано с тем, чтобы торговля и местные власти успели приспособиться к новым условиям. Ведь кое-где часть крупных магазинов придется закрывать или перепрофилировать.
Все ларьки занесут в схему.
Цели благие. Но вдруг это дорога в ад?
В новом законе продекларированы весьма благие цели. Благодаря ему, как утверждают законодатели, удастся добиться единства экономического пространства в Российской Федерации — не более и не менее!
Напомним, что политическими средствами этой цели достичь так и не удалось. Страна у нас вроде бы единая, но закон где-нибудь в Чечне или Дагестане — совсем не то же самое, что в Петербурге, Москве или в отдаленном Урюпинске. Хотя еще неизвестно, где хуже. И вот теперь, путем установления единых требований к организации и осуществлению торговой деятельности, государство рассчитывает объединить Россию. Определенный смысл в этом есть. Удалось же американцам объединить почти весь мир на основе своей валюты — а это тоже из сферы экономики. Мир, правда, уже от такого объединения воет. Но ведь полвека был вполне доволен!
Все прочие цели закона вполне можно признать безусловно положительными. Так, торговую деятельность в стране предполагается развивать не для обогащения отдельных безответственных господ, а единственно в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции и обеспечения доступности товаров для населения. Здесь же прописаны формирование конкурентной среды, поддержка российских производителей, баланс интересов между олигархами-монополистами и малым бизнесом вкупе со средним... При этом нам гарантируется соблюдение прав и законных интересов населения.
Что ж, если закон и вправду поможет достичь всех этих целей, его авторам впору Нобелевскую премию присуждать. Остается надеяться, что в данном случае мы не столкнемся со старинной мудрой мыслью — про то, что благими намерениями вымощена дорога в ад.
Цены будут регулировать
Одно из самых скандальных положений нового закона — статья о праве государства вмешиваться в ценообразование. Споры об этом шли годами. И вот теперь наконец признано, что таковые функции у государства имеются и оно должно их применять. Но — с большой осторожностью.
Рамки регулирования призваны в основном пугать торговлю возможными последствиями и заставлять владельцев торговых площадок самим искать пути предотвращения бурного роста цен. Мол, если сами не справитесь — придет власть со своим кнутом. И тогда никому мало не покажется.
Основание для вмешательства государства — бурный рост цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости. Право на такое вмешательство дается властям региона и федеральному правительству пунктом 5 статьи 8 нового закона. Условия вмешательства таковы.
- Рост розничных цен на товары первой необходимости в течение тридцати календарных дней подряд.
- Рост розничных цен за месяц составляет тридцать и более процентов.
В таких случаях должно вмешаться правительство РФ. Оно вправе установить предельно допустимые розничные цены на ряд товаров, но не более чем на девяносто календарных дней.
Перечень товаров, цены на которые вправе регулировать государство, пока неизвестен. Он будет установлен отдельным постановлением правительства РФ. Так же, как и порядок введения регулирования на территориях одного или нескольких субъектов РФ.
Все попадут в реестр
Государство теперь обязано строго следить за тем, чтобы торговые сети не стали монополистами ни в отдельном регионе, ни в отдельном городе и районе, ни в отдельном округе. Для этого оно должно вести строгий учет. Учитываться будут два параметра: площадь торговых заведений и объем каждого из проданных на их территории видов товаров. Если вдуматься, задача по плечу разве что Гераклу. Правда, с немедленным исполнением этой задачи придется несколько повременить. Для нее пока нет утвержденных методик. Их должно узаконить правительство РФ.
Петербургу в этом плане, правда, полегче. У нас уже давно ведутся работы по установлению нормативов обеспеченности населения торговыми площадями. Районы города были обеспечены ими крайне неравномерно, но в последние годы дисбаланс удалось почти выправить. Так что к тому времени, когда появится общероссийская методика установления субъектами РФ нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, нашему городу останется лишь небольшая корректировка.
Но вот с другой задачей придется повозиться. Имеется в виду составление так называемого торгового реестра. В него должны попасть абсолютно все организации каждого региона, ведущие розничную торговлю продовольственными товарами, и все их поставщики (кроме непосредственно производителей товаров).
В итоге реестр должен будет отражать состояние торговли на территории субъекта РФ в каждый реальный момент времени.
Цель такого полного учета проста: следить, чтобы доля каждого сетевика или отдельного магазина не превышала порог, установленный для монополистов. Для этого еще предстоит утвердить методику расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъекта Российской Федерации в целом и каждого города, района или округа в частности. Единицей измерения при этом будут не килограммы или литры, а исключительно рубли.
Итоги будут подводиться каждый финансовый год. Чиновникам придется подсчитывать доли объема всех реализованных продтоваров в каждой торговой сети в границах каждого административно-территориального образования (в рублях).
Вольному — воля
Реестр мог бы стать мощным инструментом давления на торговлю. Но законодатели позаботились о создании определенных противовесов. Они предусмотрели только четыре сферы государственного регулирования торговой деятельности, которые препятствуют мелочной опеке торговли и теоретически должны снизить взяткоемкость этой отрасли. Перечисляем возможности федеральной и региональных властей:
- установление требований к организации и осуществлению торговли;
- антимонопольное регулирование торговли;
- информационное обеспечение в этой области;
- государственный и муниципальный контроль (надзор) в этой области.
При этом в полномочия субъектов РФ и муниципалитетов по части регулирования будет входить лишь необходимый минимум:
- установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта Российской Федерации;
- информационно-аналитическое наблюдение за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Меры в случае, если наблюдение выявит нарушения, будут принимать уже органы власти более высокого уровня.
Открыть информацию
Одна из главных претензий к сетевой торговле со стороны производителей и оптовиков состояла в том, что они ставили поставщикам тяжелые для них финансовые условия доступа на торговые площади. Например, чтобы молоко, творог или иной продукт попали на прилавок, поставщики должны были заплатить (!) торговцам своего рода взятку за... доступ товара в торговый зал. Нередко эта доплата превышала стоимость самого товара, что вело к разорению мелких производителей. Теперь законодатели попытались поставить барьер такому произволу.
Все взаимоотношения поставщиков и торговцев должны регулироваться договором поставки продовольственных товаров. Торговцы и поставщики обязаны обеспечивать открытый доступ любому желающему к информации об условиях отбора партнеров. Они обязаны размещать эту информацию в Интернете на своем сайте или предоставлять ее безвозмездно по любому запросу в течение 14 дней. Теоретически это должно помочь ограничить наценочные аппетиты владельцев торговых сетей.
Кроме того, государство берет на себя обязанность открыть всю доступную ему информацию о торговле. В частности, обязательной публикации и размещению на сайте Министерства промышленности и торговли и на сайтах субъектов Федерации подлежит информация о среднем уровне цен на отдельные виды товаров.
Сведения из торговых реестров также должны быть общедоступными. Информация из них предоставляется физическим и юридическим лицам бесплатно. При этом любая дискриминация на основании отсутствия в реестре того или иного объекта торговли или товара запрещена.
Раз в квартал субъект РФ обобщает сведения из торгового реестра и докладывает их в правительство РФ.
Нет поборам
Однако одной лишь информации и открытого доступа к ней для производителей и потребителей явно недостаточно. Для пресечения поборов и ограничения роста цен предусмотрена еще одна важная мера — ограничение оплаты за «торговую услугу».
Ранее уже делались попытки регулировать цены с помощью торговой надбавки. Ни к чему хорошему они не привели. Торговцы создавали цепочку посредников, каждый из которых устанавливал разрешенную предельную наценку, и цены в розничной торговле отличались от цен поставщика в сотни, а иногда и в тысячи раз. Когда этот механизм удалось разладить, торговцы перешли к поборам с поставщиков с помощью договоров о вознаграждении за сам факт покупки или некие торговые услуги. Мол, мы тебе — лучшее место и доступ к покупателю. А ты нам — половину (а то и больше) стоимости товара.
Теперь для такого рода услуг прописаны четкие рамки. Вознаграждение торговцу за покупку им у поставщика или производителя продовольственных товаров признано законным. Однако оно не должно учитываться при определении цены продовольственных товаров. Размер же такого «вознаграждения» не может превышать 10% от цены приобретенных продовольственных товаров. При этом на товары первой необходимости, цены на которые вправе будет регулировать государство, устанавливать «вознаграждение» за-прещено.
Запрещено включать в договор поставки условия о рекламировании товаров, маркетинге, продвижении... Запрещено ставить условием договора поставки заключение дополнительного договора о «возмездном» оказании любых услуг. Нарушителя ждут жесткие санкции со стороны антимонопольной службы.
Платить — только в срок
Одним из способов грабежа производителей были условия оплаты товара. Это лишь в рознице действует правило: хочешь товар — сначала за-плати. Сетевики на это правило чихать хотели. Часто они устанавливали предельно завышенный срок оплаты. В результате торговцы оплачивали поставщикам давно проданный товар спустя 3 — 6 месяцев после поставки, успевая не раз прокрутить чужие деньги. Производители чуть ли не выли от злости и отчаяния, но сделать ничего не могли и несли огромные убытки.
Новый закон устанавливает четкие сроки оплаты. Они зависят теперь только от сроков годности того или иного товара.
— Продтовары со сроком годности менее 10 дней должны быть оплачены не позже 10 рабочих дней со дня их приемки торговцем;
— продтовары со сроком годности от 10 до 30 дней включительно должны быть оплачены не позже 30 календарных дней со дня их приемки;
— продтовары со сроком годности свыше 30 дней, а также алкогольная продукция должны быть оплачены не позже 45 дней со дня их приемки.
Что будет с ларьками?
Каждому городу и муниципалитету предписано иметь схему размещения нестационарных торговых объектов. Порядок включения в схему разных ларьков и палаток устанавливается правительством РФ. При этом на государственной земле должно быть размещено не менее 60% (!) ларьков малого или среднего бизнеса.
Схема и все ее изменения должны публиковаться в СМИ и размещаться на официальных сайтах субъекта РФ. При этом сама схема и ее изменения не могут служить основанием для пересмотра мест размещения ларьков, которые существовали или начинали строиться до утверждения такой схемы. Теоретически такой порядок должен предотвратить скандалы с торговцами, которые то и дело сотрясают все большие и малые города России, включая Петербург.
Не более четверти рынка каждому
Государство будет строго следить за долей поставки и реализации на рынке каждого из продовольственных товаров. При этом сетевикам и крупным поставщикам ставится большое число ограничений. Их перечисление по пунктам заняло чуть ли не половину алфавита.
Так, запрещена дискриминация отдельных товаров и их поставщиков, равно как и торговых точек. Если, скажем, товар продается в «Карусели» или
«О,Кее», он на тех же условиях должен быть предложен и другим гипермаркетам. Запрещать поставщикам договариваться с другими торговцами сетевики не вправе. Запрещаются: плата за ассортимент, установка демпинговых цен для разорения конкурента, возврат непроданных товаров, прием товара на комиссию...
Любой участник рынка вправе представить доказательства того, что его права нарушены. И тогда виновного ждет строгое наказание, вплоть до приостановки или запрета прежней деятельности.
Кроме того, сетевикам установлены строгие ограничения на расширение. Если доля какого-либо сетевика в границах города или района превышает 25% объема реализации продтоваров за предыдущий финансовый год, ему запрещено приобретать или арендовать в границах того же населенного пункта или его части дополнительную площадь торговых объектов. Если торговец все же на это решится или выяснит, что превысил 25-процентный уровень уже после расширения, сделки по аренде, покупке или строительству новых торговых площадей будут признаны ничтожными. Правда, последнее положение вводится в действие лишь с 1 июля.
Запрет для власти
Органам власти субъекта РФ запрещено устанавливать любые иные ограничения на торговцев и их поставщиков, кроме установленных федеральным законодательством. В том числе по части организации повторной проверки качества товаров или принуждению участников торговли к дополнительным контрольным или разрешительным процедурам.
Ранее власти регионов пытались выгнать торговцев, которые их не устраивают по каким-то причинам, путем аттестации торговых объектов, аккредитации хозяйствующих субъектов, сертификации товаров, установки фиксированных цен, определения обязательных поставщиков и так далее. Теперь это считается незаконным.
Фото Натальи ЧАЙКИ