Газета выходит с октября 1917 года Friday 19 апреля 2024

Наши ветераны, как Дон Кихот, до сих пор сражаются за светлые идеалы!

Сегодня на сцене ДК им. Ленсовета — премьера балета Бориса Эйфмана «Я — Дон Кихот». В год 65-летия Победы режиссер посвящает свой балет ветеранам Великой Отечественной и жителям блокадного Ленинграда.

Сегодня на сцене ДК им. Ленсовета — премьера балета Бориса Эйфмана «Я — Дон Кихот». В год 65-летия Победы режиссер посвящает свой балет ветеранам Великой Отечественной и жителям блокадного Ленинграда.

Борис Эйфман не считает эту постановку просто новой редакцией (в 1994 году балет «Дон Кихот, или Фантазии безумца» был поставлен впервые). Несмотря на то что сохраняется основное идейно-философское содержание балета, хореография сильно изменена, появились новые герои и сюжетные линии, специально созданы новые декорации и костюмы (художник — Вячеслав Окунев). В новом балете Дон Кихот — один из обитателей сумасшедшего дома — хочет одаривать людей добротой, заботой, любовью.

В перерыве между репетициями, которые продолжались даже в дикую жару, своими размышлениями о новом балете с корреспондентом «Вечёрки» Антониной Ростовской поделились солисты Санкт-Петербургского государственного академического театра балета под руководством Бориса Эйфмана Нина Змиевец (Китри) и Алексей Турко (Базиль).


Нина Змиевец в роли Балерины в балете «Красная Жизель». Алексей Турко — Чекист.


Наши партии — легкие, лучезарные!

Нина: — Репетиции проходили, как всегда перед любой премьерой, сложно и интересно. Бывает непросто, случаются шероховатости, нервозные моменты, замечания балетмейстера. Физически для нас этот спектакль сложнее, чем две первые редакции балета. Буквально несколько дней назад мы переделали финальное па-де-де...

Алексей: — Мы репетируем каждый день, начиная прямо с утра, с перерывом в три часа днем. Устаем очень сильно.

Нина: — Но несмотря на то что тяжело, мне очень интересно репетировать, потому что спектакль сильно отличается от всех остальных. Он нестандартен даже для самого Эйфмана: есть и чисто классические сцены, и совершенно модерновые фрагменты. Спектакль совсем другой даже эмоционально! Это не трагедия, не «Чайка» и не «Братья Карамазовы». Наши партии, Китри и Базиля, — легкие, лучезарные. Даже Дон Кихот — персонаж очень глубокий, но в то же время позитивный.

— Спектакль будет показан блокадникам, ветеранам. Есть ли что-то общее между образом Дон Кихота, борющегося за светлые идеалы, и нашими ветеранами, отдавшими свои жизни во имя светлого будущего?

Нина: — Прямая аналогия! Наши пожилые люди — альтруисты, сражаются до сих пор за высокие идеи, порой иллюзорные. Дон Кихот тоже мечтает сделать всех счастливыми, подарить всем радость и свою любовь. Но это делает его самого счастливым. Человек не может жить, только потребляя. Важна не цель, а путь к этой цели!


Сцена из балета Бориса Эйфмана «Дон Кихот».


Не нужно перелистывать Фрейда

— В чем отличие Театра Бориса Эйфмана от других?

Алексей: — Мне сложно сравнивать, я работал только в Минском театре оперы и балета, совсем немного в Корее. Танцуя в балете Эйфмана, ты можешь вносить собственные детали в роль (в рамках, допущенных балетмейстером), менять образ, настроение.

Нина: — Сейчас очень много направлений в современной хореографии, но очень мало балетмейстеров, которые создают полноценные спектакли, как художники создают свои полотна. Эйфман — пожалуй, единственный балетмейстер у нас, который постоянно выпускает новые спектакли. И эти спектакли — не просто бессюжетные хореографические миниатюры. Его балеты всегда несут в себе определенную мысль, идею. И эти идеи доступны, раскрыты и ярко показаны, для их понимания не нужно ночами перелистывать тома Фрейда или греческих философов.

По Интернету смотреть балет бесполезно

— Танцоры в Театре Эйфмана становятся еще и потрясающими актерами…

Алексей: — Да, одной техникой у Эйфмана ограничиваться нельзя. Хотя про себя не могу сказать, что я очень хороший драматический актер. Но я стараюсь, с опытом многое приходит, правда, к сожалению, с возрастом становится тяжелее демонстрировать технику, исполнительское мастерство.

Нина: — Работа в этом театре — колоссальный опыт. Борис Яковлевич блестяще объясняет все даже в женских партиях. Вспоминать его фразы, вырывая их из контекста, наверное, нелепо, но если говорить по поводу Китри, то он часто мне говорит: «Ты Кармен! Ты испанка!» Заводит меня, настраивает на роль, какой бы усталой я ни была.

— На то, чтобы ходить в другие театры, у вас уже просто нет сил и желания?

Нина: — Иногда бывает так здорово посмотреть и драматический, и балетный спектакль. Жалко, что у нас мало возможности куда-то ходить, не помню, когда я в последний раз была на классическом балете.

Алексей: — Отпуск у нас не такой и долгий. На отдыхе я в театр не хожу, а провожу время с ребенком. Моей дочке 7 лет, она занимается гимнастикой.

Нина: — Мы либо находимся на гастролях, либо репетируем. А по Интернету смотреть балет совершенно бесполезно. Я сама на себя с трудом смотрю в записи.


Фото предоставлены пресс-службой Театра балета Бориса Эйфмана

↑ Наверх