Наталья Суркова: Любовь не стоит подвергать капризам
С Натальей Сурковой я познакомилась в ту пору, когда была студенткой первого курса, а она еще не была кинозвездой, но уже тогда девочки и мальчики — студенты первых курсов — ходили в Молодежный театр, чтобы в десятый раз увидеть Суркову в «Касатке» или в бессчетный раз пересмотреть «Маркизу де Сад».
С Натальей Сурковой я познакомилась в ту пору, когда была студенткой первого курса, а она еще не была кинозвездой, но уже тогда девочки и мальчики — студенты первых курсов — ходили в Молодежный театр, чтобы в десятый раз увидеть Суркову в «Касатке» или в бессчетный раз пересмотреть «Маркизу де Сад». Еще до того как ее стали приглашать сниматься в кино Месхиев, Михалков и Глаголева, Наталья Суркова была звездой, а точнее — примой, как называли выдающихся театральных актрис XIX века. Но мне довелось увидеть ее с другой стороны, не «примадонной»: однажды зимой после спектакля, который, как всегда в Молодежке, закончился поздно, я решила проводить любимую актрису до метро. Мы шли по темному и пустому переулку Державина, разговаривали о театре, и вдруг откуда-то со стороны скверика раздался пронзительный женский крик. Наташа отреагировала мгновенно: прокричав «Кто орет?! Иду спасать!», она ринулась сквозь какие-то кусты и сугробы в непроглядную темноту сквера. Крики в темноте прекратились, хулиганов, видно, как ветром сдуло. И вскоре из мрака появилась Суркова, напоминавшая Зену — королеву воинов. Я была восхищена этим порывом, который был для нее настолько естественным, что она тут же забыла о нем.
Когда спустя столько лет я шла на встречу с актрисой, которую уже знает вся страна, а после премьер фильмов «Утомленные солнцем-2» и «Одна война» атакуют мои коллеги-журналисты из самых крутых изданий, мне было интересно, изменилась ли Суркова, не подхватила ли на красных дорожках звездную болезнь. Не подхватила. Она все такая же душевная и открытая, заботливая и теплая. Когда я пришла в театр, Суркова в актерском фойе угощала пирожками актеров, ожидавших начала спектакля…
Потом спектакль начался, все ушли на сцену, а у нас с Наташей завязалась беседа про кино и про любовь.
Красота уместна на красных дорожках, а не в кадре
— Наташа, вас часто приглашают в фильмы о войне…
— Да, должно быть, оттого что я такая взрослая, самостоятельная и как бы сильная женщина, мне предлагают роли не сахарных барышень, а женщин с судьбой. А военные фильмы это или нет, не имеет значения, мне главное — раскрыть судьбу своей героини, проследить роль.
— Для того чтобы сыграть героиню военной эпохи, вам приходилось специально готовиться, что-то читать, листать какие-то документы?
— Нет, ничего специально читать меня режиссеры не просили, да для моих ролей это было и не важно, я играла судьбы женщин. Если бы это были исторические персонажи, то я бы, разумеется, готовилась, вот когда я снималась в «Фаворите» в роли Екатерины II, то много о ней прочитала и узнала, там это было нужно. А в военных фильмах мне важно было другое: например, для фильма «Свои» мне пришлось изучать деревенский быт и пожить в деревне. У Никиты Сергеевича в «Утомленных солнцем -2» мы пытались как можно точнее соблюсти костюм, я даже покупала по их просьбе здесь в Петербурге «антикварные» чулки. Я всегда слежу за гримом и костюмом, не люблю приблизительности, неправды. В фильме «Одна война» я просила сделать мне лицо грубее, утяжелить его, чтобы не было гламура. Мы все умеем быть красивыми, но это уместно на красных дорожках, а не в кадре. Когда я смотрю фильм о войне и вижу, что героиня сидит в окопе, а у нее перламутровые тени и ресницы накрашены до бровей, то как мне относиться к такому фильму? Я думаю, что актер сам должен следить за этими подробностями.
— Много хороших современных фильмов о войне вы видели?
— Не много, но они есть, мне, например, кажется, что фильм Дмитрия Месхиева «Свои» — хороший, там нет «лажи». Когда я его посмотрела, то была потрясена — неужели это мы наснимали?!
— Немного провокационный вопрос: а фильм «Утомленные солнцем-2» — хороший?
— Я думаю, что это произведение. У каждого свое субъективное мнение, но мне этот фильм лег на сердце, когда я смотрела его, то где-то плакала, где-то мне было страшно, а где-то смеялась, на меня этот фильм эмоционально подействовал.
Моя дочь — личность и сама сделает выбор
— У вас дочь-подросток. Она стала бы смотреть фильмы о войне или это неинтересно современным детям?
— Моя дочь стала бы, для нее не важно, про войну этот фильм или нет, советский или голливудский, главное, чтобы было хорошее кино, а она в этом разбирается. Она не купится ни на какую рекламу.
— Глаша заканчивает школу — она не собирается связать свою жизнь с кино или с театром?
— Не знаю, она самостоятельная и глубокая личность и сама сделает выбор. Мне было сказано, что выбрано пять вузов, но что это за учебные заведения, я не знаю. Если меня попросят помочь, позвонить и что-то узнать, то я помогу, но сама не навязываюсь. Когда я поступала в театральный, мои родители об этом не знали, я считаю, что, когда человек заканчивает школу, на него снисходит какое-то озарение и он сам должен выбрать свою дорогу.
— Наташа, вы одна из самых востребованных петербургских актрис, и в то же время вы — не медийное лицо. Почему вы не мелькаете постоянно в светских хрониках, глянцевых журналах?
— Гламур — такая вещь, на которую надо работать, нужно всю свою жизнь положить на алтарь гламура, а мне эти игры неинтересны, я не хочу тратить свою жизнь на такую ерунду. Были у меня интервью и фотографии и в глянцевых изданиях, но я туда не стремлюсь.
— Что вам интересно в мире?
— Мне люди интересны, человеческие судьбы, ведь мы же ходим и не замечаем, что рядом с нами — судьбы, не хотим их видеть. Меня очень волнует то, что в современном мире утрачено уважение к человеческой личности, мне не нравится то, что существует разделение: одним, богатым и власть имущим, можно все, а другие не могут себе позволить ничего. Мне все люди изначально приятны и интересны, я заранее ко всем отношусь со знаком плюс.
Замуж, наверное, больше не пойду
— Вы так редко радуете нас театральными премьерами, мы ждем их уже, можно сказать, десятилетиями…
— Да, было трудно найти пьесу, но Семен Яковлевич Спивак предложил мне сыграть «Филумену Мартурано», и сейчас мы репетируем ее, премьера в октябре.
— Вы считаете, что спустя пятьдесят лет после фильма с Софи Лорен эта пьеса еще актуальна?
— Конечно, проблемы не изменились, даже стали еще очевиднее — например, проблема неуважения к семье. Многим кажется, что семья — это немодно, но человек никогда не сможет быть один, и потому нынешняя свобода — это псевдосвобода.
— А это не псевдосоюз, когда два человека соединены только социальными условностями?
— Я не беру такие крайности, но когда есть любовь, то оба человека должны за нее бороться, семья — это работа, а не просто наслаждение. Так не должно быть, чтобы кто-то лежал на диване, а кто-то варил борщи, это совместный труд, и непременно в семье должно быть уважение, внимание. Любовь вообще не стоит подвергать капризам и испытывать ее, это слишком ценное чувство. Но вот сама я дважды была в браке и, наверное, больше туда не пойду.
— А что же вы тогда ратуете за брак?
— Ну, если у меня не получилось, не значит же, что этого нет! Если у меня нет миллиона долларов, то это не значит, что его нет ни у кого в мире.
— Вы влюбчивый человек?
— Сейчас уже нет, сейчас я разборчива, а в молодости была очень влюбчивой. Но для того, чтобы играть любовь в спектакле, мне не надо самой быть влюбленной, это, наоборот, только помешало бы. Потому что когда я влюбляюсь, то теряю ощущение реальности, и это может даже мешать работе. Пока мне достаточно той любви, которая была… Но посмотрим, что будет дальше, жизнь такая интересная.
ДОСЬЕ
Наталья Станиславовна Суркова родилась 14 марта 1967 года в Горьком (Нижнем Новгороде).
В 1986 году окончила Горьковское театральное училище. С 1986 по 1989 год — актриса Молодого театра при Ленконцерте, с 1989 года и поныне — актриса Молодежного театра на Фонтанке. Заслуженная артистка России.
Воспитывает дочь Глашу.
Избранная фильмография: «Агентство «Золотая пуля», «Красный жемчуг любви», «Линии судьбы», «Свои», «Семь кабинок», «Фаворит», «Гладиатрикс», «Двенадцать», «Утомленные солнцем-2: Предстояние», «Одна война», «Сказка. Есть». Участвовала в дубляже известных фильмов «Терминатор: да придет спаситель», «Перевозчик» и других.