Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Не бойтесь мора и глада, А бойтесь единственно только того, Кто скажет: «Я знаю, как надо!»

Владимир Бортко пригласил журналистов на репетицию спектакля «Молот ведьм», который он ставит на сцене театра «Балтийский дом». Приглашенные смогли увидеть небольшую сцену из спектакля по пьесе, написанной самим режиссером в творческом тандеме с драматургом Александром Червинским.

Владимир Бортко пригласил журналистов на репетицию спектакля «Молот ведьм», который он ставит на сцене театра «Балтийский дом».

Приглашенные смогли увидеть небольшую сцену из спектакля по пьесе, написанной самим режиссером в творческом тандеме с драматургом Александром Червинским. Пьеса эта о том, как в 1497 году в маленький немецкий городок возвращается молодой ученый-теолог, образованнейший человек своего времени. Он привозит с собой книгу «Молот ведьм», с помощью которой, как ему кажется, может осчастливить жителей родного города. Постепенно молодой епископ забирает власть над душами и жизнями горожан, но ему противостоит старый кюре, убежденный, что помочь людям могут не технические достижения, а только любовь и доброе отношение.


Палачи считали, что сжигают ведьм для их же блага

Сцена, сыгранная для журналистов, — это завязка драмы. Молодой епископ (Александр Кудренко) приходит к бургомистру (Борис Соколов), чтобы добиться его согласия на издание «Молота ведьм». Бургомистр, человек широких и современных взглядов, тем не менее не желает участвовать в распространении руководства по охоте на ведьм. Хотя эту сцену актеры играли в повседневной одежде, все равно мы почувствовали, что перед нами — два мыслителя совсем не современного масштаба. Убедительны оба: и мудрый, величавый, добрый бургомистр, и глубокий, страстный и опасный молодой епископ. В этой сцене еще невозможно принять чью-то сторону, потому что доводы каждого убедительны, но что еще важнее, ни на одном из персонажей нет клейма «хорошего» или «злодея», за каждым стоит своя правда, и оба по-человечески вызывают доверие и понимание. По жанру Владимир Бортко создал образцовую «драму идей», и актеры его не подводят.

Гораздо слабее и банальнее выглядят молодые любовники (Галина Жданова и Александр Чернышев), чья сцена разыгрывается параллельно страстному диалогу бургомистра и епископа. Они оба всего лишь милы и молоды. Очень мешают молодым актерам микрофоны, голоса становятся неживыми, какими-то электронными, интимность сцены пропадает.

Но больше всего воспринимать увиденное как заявку на серьезный театральный опыт не позволяет сценическое оформление. На экраны, висящие справа и слева от сооружения, которое впоследствии станет готическим храмом, проецируются картинки, изображающие место действия: кабинет, ванную, библиотеку. Картинки выполнены в стилистике фильмов о Гарри Поттере и вызывают соответствующий ассоциативный ряд.


Идея спектакля возникла у Владимира Бортко еще в студенческие годы.


Перед показом Владимир Бортко обстоятельно рассказал про замысел своего спектакля:

— Идея этой истории возникла очень давно, в 1972 году, когда я учился на втором курсе института. Сейчас уже не помню, какую немецкую летопись прочитал, но она меня так заинтересовала, что я даже хотел сделать по ней студенческий фильм. Тогда это была бредовая затея, и я от нее отказался. А идея зрела в моей голове — чем дальше, тем больше, и не так давно я захотел снять фильм по этой истории. Вместе с драматургом Александром Червинским мы написали сценарий, но разразился мировой кризис и денег не стало. Проект был отложен, но идея становилась для меня все актуальнее и интереснее день ото дня. И тут меня осенило: нужно написать пьесу и сделать спектакль.

Название спектаклю дала знаменитая книга «Молот ведьм» — «Malleus malificarum», написанная в XV веке и послужившая основой для преследования тысяч женщин, обвиненных в колдовстве. В Средние века ведьм практически не сжигали, их просто убивали, а вот сжигать стали в эпоху Возрождения, потому что прогресс шагнул вперед, появились последние научные исследования, которые объясняли, что нужно сделать, чтобы спасти мир. Любая богословская или какая-нибудь иная идея, претендующая на то, чтобы осчастливить или спасти все человечество, ведет к костру или к концлагерю. Эта мысль мне кажется актуальной во все времена, в особенности — сегодня.

— Владимир Владимирович, а почему место действия — Германия?

— Потому что в Германии появился этот «светоч мысли» — книга «Молот ведьм», написанная двумя немецкими монахами. Из-за нее тогда сожгли столько народу, что в сравнении с этим даже сталинские репрессии кажутся просто детскими играми. Они считали себя добрыми, полагая, что, сжигая ведьму, спасают ее душу, помогают ей попасть в рай. А мне кажется, есть только один способ спасения: возлюби ближнего своего, как самого себя.


Старый кюре (Ефим Каменецкий) в спектакле противостоит  молодому епископу (Александр Кудренко), требующему начать «охоту на ведьм».


Кто я?

После показа, пока актеры перекуривали в ожидании репетиции, я заглянула в гримуборную к замечательным актерам Борису Соколову и Ефиму Каменецкому.

— Борис Михайлович, расскажите про своего героя...


— Моего героя зовут Шоненберг, он бургомистр этого города и глава гильдии печатников. Это продвинутый человек, следящий за техническим прогрессом, а ко всем религиозным завихрениям молодого епископа относится отрицательно. У него есть дочь Гретхен, которую в результате событий, происходящих в пьесе, приговаривают к сожжению на костре. От всего этого мой герой сходит с ума, и в финале он уже почти молится на эту книгу, «Malleus malificarum», против которой выступал в начале.

— А отчего же Шоненберг сходит с ума?

— Потому что он уже не понимает, кто он такой. Если мир таков, и все, что говорит и делает молодой епископ, — правильно, то кто тогда я? Это трагическая история.

— Борис Михайлович, а в чем, по-вашему, ее актуальность?

— Это как у Галича:

Не бойтесь мора и глада,
А бойтесь единственно только того,
Кто скажет: «Я знаю, как надо!»


— Ефим Александрович, вы играете старого кюре, антагониста молодого епископа?

— Объективно он антагонист, а субъективно — не хочет он быть ничьим антагонистом, он хочет только, чтобы все люди осознавали себя людьми — живыми, слабыми, грешными и дорогими, и потому все ученые догматы этого молодого теолога вызывают у кюре сопротивление. У него есть интуитивное ощущение, что не могут эти догматы быть посланы Господом только для того, чтобы уничтожать людей. Эта тема актуальна для России всегда, потому что, увы, у нас традиционно не ценится отдельная жизнь любого человека — от бургомистра до проститутки.

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх